Что такое современный урок?
Современный выпускник
А.А. Фурсенко «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» «Формируются современные представления о фундаментальности образования - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
Федеральные стандарты образования ФГОС1 (2004) «с учетом реального состояния школьного дела» заявлены лишь как вектор развития, переходный стандарт (стандарт первого поколения) Приоритетные цели образования: - овладение общеучебными умениями и навыками - формироваиние умений учебного сотрудничества ФГОС2 (2009) (стандарт второго поколения) сохраняют приоритеты ФГОС1, но предлагают изменить требования к результатам образования: «они должны быть выражены не только в предметном формате, а, прежде всего, в формате универсальных (метапредметных) умений»
Умение... Умение учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Умение грамотно ставить перед собой цель, принимать решение. Умение грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину. Умение планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации. Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность. Умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками. Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Метапредметные умения
Как учить? «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности». Ж.-Ж. Руссо «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Б. Шоу «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Китайская мудрость «Главная цель воспитателя заключается в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни». А. Дистервег
Деятельностный метод В основе Cтандарта - системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Принцип целостности Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип минимакса : Принцип психологической комфортности Принцип Творчества Принцип вариативности Система дидактических принципов деятельностного метода
Типы уроков Урок «открытия» нового знания Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Урок рефлексии Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения). Урок общеметодологической направленности Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации предметного содержания. Урок развивающего контроля Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Структура учебной деятельности Пробное действие Затруд- нение Само- контроль Само- оценка КИ П цель проект Рефлексия «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – та, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Реали- зация проекта Мотивация
2 1 Мотивация (самоопределение) к УД Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требования учебной деятельности
2 1 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
2 1 И И – исследование где возникло затруднение? К К – критика почему оно возникло? 3 Выявление места и причины затруднения Цель: осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей
2 1 ИК П П – проектирование как выйти из затруднения? 3 4 Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей УД и на этой основе выбор способа и средств их реализации
2 1 ИКП Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении других типовых задач
) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение нового способа действий 7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: исполнительская рефлексия 8) Включение в систему знаний и повторение. 9)Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов УД Технология деятельностного метода
Особенности Традиционный «знаниевый» Цель формирование знаний, умений и навыков Характеристика школа «памяти» Преобладающий тип и характер взаимоотношений субъект - объектный Девиз педагога «Делай, как я!» Характер и стиль взаимодействия авторитарность, монологичность Формы организации фронтальные, индивидуальные Сравнительные особенности традиционного и современного уроков развитие личности школа «развития» субъект- субъектный «Не навреди!» демократичность, диалогичность групповые, коллективные Современный «способностный»
ОсобенностиТрадиционный «знаниевый» Способы усвоения заучивание, действия по алгоритму Функции учителя носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм Позиция ученика отсутствие интереса и мотива к личностному росту Методы обучения иллюстративно- объяснительные Ведущий тип деятельности репродуктивный, воспроизводящий Формула обучения знания – репродуктивная деятельность Сравнительные особенности традиционного и современного уроков поисковая деятельность, рефлексия организатор сотрудничества, консультант активность, наличие мотивов и интереса проблемные, поисковые, исследовательские продуктивный, творческий проблемная деятельность – рефлексия знаний Современный «способностный»
Золотые правила учителя Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Не бойся признаться в своем незнании какого-либо вопроса. Будь вместе с учениками в поиске. Будь для детей добрым другом. Каждый раз, когда тебе захочется командовать или рассердиться, вспомни о своем детстве и съешь мороженое. Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. Детей можно увлечь только тем, чем увлечен сам. Пусть на уроках свершаются открытия. рождается истина, покоряются вершины.
Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!