Практико-ориентированный проект « Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе»
Выявление проблемы Готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Адаптация в первом классе – особый и сложный период адаптации в жизни ребёнка. 1.Новая социальная роль ученика 2.Новый вид деятельности 3.Изменение социального окружения 4.Изменение уклада жизни
Определение целей 2. Педагогическая цель: Сформировать у первоклассников положительную Я – концепцию, положительную концепцию другого человека, мотивацию достижения успеха, потребность в общении и коммуникативные умения 2. Педагогическая цель: Сформировать у первоклассников положительную Я – концепцию, положительную концепцию другого человека, мотивацию достижения успеха, потребность в общении и коммуникативные умения
Обоснование выбора темы Актуальность. Социально – психологическая дезадаптация существует у учащихся начальной школы до 37% случаев. Неумение выявить и скорректировать различные проявления дезадаптации
Этапы проектирования 1. Изучение литературы по проблеме Сроки: март Сроки: март Задача: получить информацию по психологической адаптации учащихся 1-го класса Задача: получить информацию по психологической адаптации учащихся 1-го класса
Этапы проектирования Проведение подготовительных занятий для будущих первоклассников Сроки: апрель-май Сроки: апрель-май Задачи: - познакомиться с будущими первоклассниками и их родителями; Задачи: - познакомиться с будущими первоклассниками и их родителями; - познакомить детей друг с другом; - познакомить детей друг с другом; - провести наблюдения за особенностями характера детей; - провести наблюдения за особенностями характера детей; - помочь ребятам успешно первично освоиться в новом коллективе; - помочь ребятам успешно первично освоиться в новом коллективе; - провести беседу с родителями на тему - провести беседу с родителями на тему « Психологическая готовность ребёнка к школе» « Психологическая готовность ребёнка к школе»
Этапы проектирования 3. Определение уровня психологической готовности к школе путём проведения с детьми различных диагностических методик и тестов ( с последующим анализом) Сроки: май Сроки: май Задачи: -составить предполагаемый «портрет» будущего класса ; Задачи: -составить предполагаемый «портрет» будущего класса ; - создать адаптационную тетрадь для каждого ученика и занести в неё результаты тестов и методик. - создать адаптационную тетрадь для каждого ученика и занести в неё результаты тестов и методик.
Этапы проектирования 4. Проведение родительского собрания « Первые дни ребёнка в школе» Сроки: сентябрь (первая неделя) Задача: - познакомить родителей с режимом дня первоклассника
Этапы проектирования 5.Определение уровня дезадаптации первоклассников( по методике Л.М.Ковалёвой и Н.Н.Тарасенко) Сроки:сентябрь ( последняя неделя) Задачи:-систематизировать представления о каждом ребёнке 1-го кл; -выявить уровень дезадаптации каждого ученика; -отследить факторы, лежащие в основе дезадаптации; -занести результаты в адаптационную тетрадь;
Этапы проектирования 6. Коррекция и профилактика социально- психологической дезадаптации учащихся первого класса Сроки:октябрь –декабрь Задачи: -помочь детям преодолеть затруднения в организованности; -снимать возникающее напряжение, утомление; -корректировать своё эмоциональное состояние.
Выводы Дети на « школьном старте» только приступают к новой деятельности. Если своевременно выявить психологические проблемы ребёнка и провести работу по их устранению, то многие дети станут более успешными, их минует статус « трудных».
Прогнозирование результатов 1.Появление у первоклассников потребности мотивации к достижению успеха в учебной деятельности, в одобрении, в положительной оценке своего труда, формирование коммуникативности.
Прогнозирование результатов 2. Умение детьми корректировать своё эмоциональное состояние, самостоятельно снимать напряжение и утомление, проявлять организованность на уроках и во внеурочное время.
Прогнозирование результатов 3. Знание учителем « психологического портрета» каждого ученика и умение вовремя избежать каких-либо проблем социально- психологического характера.