Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский
Современный урок Учитель – не единственное действующее лицо на уроке Учитель – не единственное действующее лицо на уроке Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное – не основной метод в обучении Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное – не основной метод в обучении
Современный урок Взаимодействие по типу: «учитель – ученик» и «ученик – ученик» Взаимодействие по типу: «учитель – ученик» и «ученик – ученик» Ситуации естественного общения, с опорой на жизненные проблемы Ситуации естественного общения, с опорой на жизненные проблемы Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика Принятие учащегося таким какой он есть Принятие учащегося таким какой он есть
Типы уроков (стандартные) Изучение нового материала Изучение нового материала Формирование и закрепление знаний Формирование и закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний Обобщение и систематизация знаний Проверка и оценка знаний Проверка и оценка знаний Комбинированный урок Комбинированный урок
Типы уроков (нестандартные) Урок–игра Урок–игра Урок–соревнование Урок–соревнование Урок–сказка Урок–сказка Урок–экскурсия Урок–экскурсия Урок–диалог Урок–диалог Практические занятия Практические занятия
Принципы нестандартных уроков Отказ от шаблона в организации урока Отказ от шаблона в организации урока Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке Развитие коммуникативной функции речи Развитие коммуникативной функции речи Не развлекательность, а занимательность урока Не развлекательность, а занимательность урока
Цели и задачи урока Цель определяет задачи и средства Цель одна, задач несколько Формулировка цели и задач зависит от типа урока
Задачи урока Задачи: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие Задачи для учителя Задачи для учащихся
Образовательные задачи Дать понятие УточнитьРасширитьОбобщитьПроверитьВыявитьЗакрепитьДифференцироватьСистематизировать ФормироватьТренировать Учить применять Учить пользоваться
Коррекционно-развивающие задачи Корригировать … путем выполнения … Развивать … через выполнение… Корригировать и развивать … при работе с … Развивать … на основе упражнений …
Внимание Произвольное и непроизвольное Объем внимания Устойчивость внимания Распределение внимания Переключение внимания
Восприятие ЗрительноеСлуховоеОсязательное Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма и т.п.)
Память Запоминание, сохранение, воспроизведение Вербальная (словесная) Образная, зрительная (представление) Моторная (двигательная)
Память ЭмоциональнаяКратковременнаяДолговременнаяОперативнаяРепродуктивнаяПроизвольнаяНепроизвольная
Мышление Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение Формы: понятие, суждение, умозаключение
Речь Устная и письменная Регулирующая, планирующая, анализирующая функция Фонетическая сторона Грамматическая сторона Лексическая сторона Интонационно-выразительная сторона
Речь Словарь (активный и пассивный) Синтаксическая структура (предложение) Диалогическая и монологическая речь Правильность произношения
Моторика Крупная и мелкая Координация движений (произвольность и целенаправленность) Пространственная ориентировка Удерживание равновесия Быстрота двигательных реакций
Эмоционально-волевая сфера Умение выражать свои чувства Адекватная оценка своих и чужих действий Навык самоконтроля Усидчивость и выдержка
Воспитывающие задачи Воспитывать интерес к учебе, предмету Умение работать в парах, в команде Самостоятельность Нравственные качества Трудолюбие
Форма обучения Три формы обучения: групповая, парная и индивидуальная Классно-урочная школа – школа группо-парно-индивидуальной формы обучения
Методы в обучении Метод – самостоятельная структурная единица Имеет определенную цель Решает определенную задачу Ведет к усвоению материала Строится из приемов Работает на цель урока, реализует задачи урока
Классификация методов (по источнику знаний) Словесные: рассказ, объяснение, беседа Наглядные: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п. Практические: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно- практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение
Классификация методов (по характеру познавательной деятельности) Объяснительно-иллюстративныйРепродуктивный Метод проблемного изложения Частично-поисковыйИсследовательский
Прием – это часть метода Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода Одинаковые приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот
Этапы урока 1. Организация начала урока 2. Проверка домашнего задания 3. Подготовка к усвоению новых знаний 4. Изучение нового материала 5. Первичная проверка знаний
Этапы урока 6. Закрепление знаний 7. Обобщение и систематизация знаний 8. Контроль и проверка знаний 9. Подведение итогов урока
Типы вопросов 1. Требующие называния 2. Воспроизведение фактов 3. Сопоставление предметов или явлений 4. Выяснение причинно-следственных отношений 5. Обсуждение, приведение доводов
Проговаривание алгоритма Что делаю (речь регулирующая) Что сделал (речь анализирующая) Что буду делать (речь планирующая)
Характер обучения инструктивно-авторитарный Рассказ учителя Рассказ учителя Чтение текста в учебнике Чтение текста в учебнике Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника) Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника) Рассматривание иллюстрации Рассматривание иллюстрации Повторение рассказа учителя (текста учебника) Повторение рассказа учителя (текста учебника)
Характер обучения личностно-значимый Постановка предположений Постановка предположений Выдвижение проблемы Выдвижение проблемы Обсуждение гипотезы Обсуждение гипотезы Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя) Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя) Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО) Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО) Составление графического плана-опоры Составление графического плана-опоры
Самоанализ урока Видеть и называть в готовом уроке его элементы Видеть и называть в готовом уроке его элементы Реализовывать поставленные задачи Реализовывать поставленные задачи Достаточно самокритично анализировать свой урок Достаточно самокритично анализировать свой урок Творчески подходить к подготовке урока Творчески подходить к подготовке урока