7 класс Л. Л. Босова
Цели урока: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; сформировать представление о вычислительных таблицах; сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
Основные понятия: информационная модель; табличная информационная модель; вычислительная таблица.
Повторение 1. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия. 2. Выполняется визуальная проверка и обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Задание 2 (с. 74) Задание 3 (с. 74)
Задача 2 Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор капитан лейтенант старшина сержант ефрейтор
Решение По условию задачи: майор, лейтенант и сержант – не танкист, не летчик, не миномётчик. Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор 000 капитан лейтенант 000 старшина сержант 000 ефрейтор Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор 000 капитан 0 лейтенант 000 старшина сержант 000 ефрейтор По условию задачи: капитан – не танкист. Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор 000 капитан 00 лейтенант 000 старшина сержант 000 ефрейтор 0 По условию задачи: капитан и ефрейтор– не миномётчики. Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор 0000 капитан 00 лейтенант 000 старшина сержант 000 ефрейтор 0 По условию задачи: майор– не связист. Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор капитан 00 лейтенант 0000 старшина сержант 000 ефрейтор 0 По условию задачи: победители: лейтенант и майор– не сапёры. Звание Профессия лётчиктанкистартиллеристминомётчиксапёрсвязист майор капитан лейтенант старшина сержант ефрейтор Следовательно: майор –артиллерист, капитан – лётчик, старшина – миномётчик, сержант – сапёр, ефрейтор – танкист, лейтенант – связист.
Задача 3 Имя девушки ГородЗанятие РимПарижЧикагокинобалетпение Джуди Айрис Линда
Решение Имя девушки ГородЗанятие РимПарижЧикагокинобалетпение Джуди0 Айрис Линда000 По условию задачи: Джуди живёт не в Париже, Линда – не в Риме, Линда не занимается балетом и она не певица. Имя девушки ГородЗанятие РимПарижЧикагокинобалетпение Джуди000 Айрис00 Линда Следовательно: Линда снимается в кино и не живёт в Париже, а живёт в Чикаго. Имя девушки ГородЗанятие РимПарижЧикагокинобалетпение Джуди Айрис Линда Следовательно: Джуди живёт в Риме и занимается пением. Айрис живёт в Париже и занимается балетом.
Задача 3 Город/увлечение Имя девушки ДжудиАйрисЛинда Город Рим Париж Чикаго Увлечение кино балет пение
Вычислительные таблицы Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы. Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего». В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
Пример 1 ТоварЦена, руб.КоличествоСтоимость Тетрадь, 12 л., клетка31030 Тетрадь, 12 л., линейка, косая2,51025 Альбом для рисования, 8 л.5420 Карандаши цветные «Зарница», 6 шт. 201 Авторучка5630 Карандаш простой166 Цветная бумага, 8 цв Итого:39155 Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.
Пример 2 Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки. Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе? Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе? Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком. НапитокЧеловечки НезнайкаПончикТоропыжкаПилюлькинВсего Квас, л20013 Газировка, л13206 Сироп, л12003 Касторка, л00011 Итого:452213
Пример 3 Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты. Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек? Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида? Сколько потрачено денег всеми человечками вместе? Появилось дополнительное свойство «цена», которое характеризует не пару объектов, а относится к одному объекту этой пары. Можно построить таблицу типа ОСО. НапитокЦена, мон НезнайкаПончикТоропыжкинПилюлькинВсего Кол- во, л Ст-ть мон Кол- во, л Ст-ть мон Кол- во, л Ст-ть мон Кол- во, л Ст-ть мон Кол- во, л Ст-ть мон Квас, л Газировка, л Сироп, л Касторка, л Итого:
Самое главное Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы. Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего». В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
Практическая работа 7 Задание 1. Клумбы С помощью таблицы решим следующую задачу. На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, е стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров. Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб? Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
1. Составьте таблицу: КлумбаРазмеры Сторона 1, м Периметр, м Итого:
2. Занесите в таблицу данные из условия задачи: КлумбаРазмеры Сторона 1, м Периметр, м Итого: 3. Выполните п.п. 3, 4 и 5 задания 1 практической работы 7.
Домашнее задание §2.7 (стр ) ПР 7 (2) (с.186) в тетради.
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них: Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов. Рефлексия
Источники 1.Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, с. 2. (картинки)
Учитель информатики МОУ «СОШ 20» г. Новомосковск Тульская область, 2011 г.