Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.Свистунья
Сделаны из глины Игрушки всем на диво. Дети в карусели На лошадок сели.
Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка. Все расписаны бока.
Вот вам барыни, А вот и кавалеры. У барынь алые щеки и губки. Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь базар обойдёте, Лучше барынь не найдёте. Наши руки крендельком, Щёки, будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками.
Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.
Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного
Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут» стан, ручки, головку.
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Основные этапы лепки и росписи каргопольской игрушки такие же, как у дымковских. Для росписи каргопольской игрушки используют совершенно особую цветовую гамму. В орнаменте и сплошной окраске деталей каргопольской игрушки много красно- терракотового и охристого.
Стихотворения о дымковских игрушках
Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка. И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею.
Посмотри, как хороша Эта девица-душа: Щечки алые горят, Удивительный наряд.
Через горные отроги Через крыши деревень, Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень.
Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный щеток. Да алеет гребешок. (П. Синявский)
Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся!
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !
Автор: Молявко Анастасия, группа 921.