КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ (17 ЯНВАРЯ АВГУСТА 1938 ) « Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.»
Константин Сергеевич Станиславский ( настоящая его фамилия Алексеев ) – актер, режиссер, педагог, создатель системы актерского искусства, которая носит его имя – система Станиславского.
Родился он в Москве (5) 17 января 1863 года в семье богатого промышленника Алексеева, который состоял в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми, которые составляли именитую купеческую интеллигенцию Москвы. Талант Станиславского достался ему от бабушки - француженки, которая была известной парижской актрисой. Сергей Алексеевич ( отец ) Период актёрской деятельности
В 1881 вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал Сценические опыты начал с 1877 в домашнем Алексеевском кружке. Занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. На любительской сцене в доме А. А. Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской « Женитьбе ».
В 1886 К. С. Алексеева избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский. В последующие годы насчитывает больше десятка различных сценических образов.
В 1897 Немирович - Данченко пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано : « Я буду в час в Славянском базаре не увидимся ли ?» На конверте он подписал : « Знаменитое первое свидание - сидение с Немировичем - Данченко. Первый момент основания театра ». Без малого год спустя 14 (26) июня 1898 в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актёров - любителей Общества искусства и литературы. Репетиции трагедии « Царь Федор Иоаннович » начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры.
Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как « Царь Федор Иоаннович » А. К. Толстого, « Чайка », « Дядя Ваня », « Три сестры », « Вишневый сад » А. П. Чехова, « На Дне » М. Горького ставились Станиславским и Немировичем - Данченко совместно. Однако последняя не была подписана ни первым ни вторым, в силу потери творческого единства …
Первой постановкой Станиславского после революции стал « Каин » Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка « Ревизора » (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТ ( театр уже был объявлен академическим ) в 1- ю студию. В 1922 МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение ( не в полном составе ) труппы. В 20- х годах остро встал вопрос смены театральных поколений ; 1- я и 3- я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры ; Станиславский болезненно переживал « измену » учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из « Короля Лира »: Гонерилья и Регана 1- я и 3- я студии, Корделия - 2- я.
После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах « системы » и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 ( Оперный театр им. К. С. Станиславского ). Умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у Константина Сергеевича букета болезней : расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. « Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу » таково заключение врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.