Государственная политика в сфере подготовки кадров для обеспечения Единой энергетической системы Центральной Азии Иманбердиев Досаалы Чоюбекович к.ф.-м.н., доцент, докторант, кафедры государственного управления и менеджмента НАДУ при Президенте Украины
Центрально-Азиатский регион привлекает к себе интерес всех без исключения мировых держав. Во-первых, здесь сосредоточены богатые месторождения нефти и газа, а во-вторых, этот район Земли имеет стратегически важное месторасположение на евразийском континенте. Наиболее активными и влиятельными государствами в Центральной Азии являются Россия, США, Китай и Европейский союз.
Государственная политика в сфере подготовки кадров для обеспечения Единой энергетической системы Центральной Азии стратегия и программа поддержки Комиссии ЕС на период гг.(150 млн. евро, ЦА) Азиатский банк развития (АБР), финансовую помощь в размере 986,5 млн.долл. США (КР) Текущий портфель инвестиционных проекта АБР до конца 2012 года - помощь Кыргызстану в сумме 295 млн. долл. США.
о водных проблемах в Кыргызстане -В республике эксплуатируются 15 гидроэлектростанций и две тэц суммарной мощностью 3600 МВт. -Энергосистема связана с государствами Центральной Азии по магистральным сетям 500 и 200 кВ. -экспортируется в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай и Россию -общий потенциал производства э/энергии оценивается в 168 млр.кВтч -доля гидроэнергетических ресурсов – 142,5 миллиардов кВтч, из которых на сегодня освоено порядка 10 %.
Бассейны рек Сырдарья (Нарын) и Амударья региона Центральной Азии связывают Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в единый жизненно важный центрально-азиатский водно-энергетический узел. Кыргызстан является страной, на территории которой формируется большинство стоков крупнейших рек центрально-азиатского региона, обладает значительными запасами водных ресурсов в виде подземных вод, ледников, озер и рек. центрально-азиатский водно-энергетический узел
Единая (объединенная) энергетическая система Центральной Азии обеспечения региона электроэнергией накопления и обеспечения поливной водой
Соглашения между Правительствами ЦА В 1998 г. рамочное Соглашение между Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном «О параллельной работе энергетических систем государств Центральной Азии» и «О совместном использовании водно- энергетических ресурсов Нарын- Сырдарьинского каскада водохранилищ». угрозой энергобезопасности является намерения Узбекистана и Казахстана по выходу из параллельной работы ОЭС ЦА встреча Президентов стран Центральной Азии 10 октября 2008 года
Принятые программы в странах ЦА Казахстан: «Стратегия развития Казахстана до 2030 г.» «Программа развития энергетического сектора до 2030 г.» Законе РК «Об энергосбережении» Программа по энергосбережению на гг «Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана на гг.» Кыргызстан: проект ТАСИС «Реабилитация систем теплоснабжения «Национальная энергетическая программа на гг». «Стратегии развития ТЭК до 2025 г.» Программа энергосбережения в Кыргызской Республике на период гг. Закон КР «Об энергетике» 1996г Таджикистан: Закон «Об энергосбережении» 1996 г Туркменистан: за энергетическую политику Министерство энергетики и промышленности. Узбекистан: Национальная программа энергосбережения до 2010 Закон «О рациональном использовании энергии» принят в 1998 Программы развития электроэнергетики
перспективные направления развития Перед государственными органами стран ЦА и рыночным сообществом стоит задача оценить эффективность работы электроэнергетического рынка и наметить перспективные направления его развития и решить следующие вопросы: - оценить действующую модель рынка участниками - создание наиболее благоприятных условий развития энергорынка - определить ценовую политику на электроэнергию для потребителей - изучить факторов приводящих к росту цен на электроэнергию - достигнуть баланса между государственным регулированием и саморегулированием рынка - создание рынков электроэнергии и мощности в соответствии с нормативной правовой базе стран - проблемы энергокомпании, связанные с работой рынка - определение и прохождение процедур допуска участников на рынок ( политика и технология)
Управление водно-энергетическими ресурсами высококвалифицированные специалисты и эксперты, обладающие специальными знаниями -управление водными и энергетическими ресурсами, стратегический менеджмент в энергетике и водном хозяйстве, международное водное право, экономика, финансы и маркетинг, охраны окружающей среды и предотвращения экологических кризисов обеспечат устойчивое развитие стран ЦА
«Водно-энергетическая Академия» в г. Бишкек объединить усилия ЦА стран совместно осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в таких областях, как гидроэнергетика, ирригация, водное право, землепользование, борьба с опустыниванием и деградацией земель, а также проводить научные исследования по рациональному использованию водных ресурсов для всей ЦА.
В заключение хотел бы отметить, что всегда придерживаясь принципов суверенного равенства, территориальной целостности, сотрудничества, взаимной выгоды и добросовестного выполнения обязательств, которые являются основополагающими нормами международного права, страны ЦА могут прийти к широкому и всеобъемлющему сотрудничеству на взаимовыгодной основе. Только открытый диалог и дискуссии, основанные на принципах доверия и открытости, будут способствовать к формированию прозрачных, эффективных и конкурентных водно- энергетических рынков, а также к оптимальному освоению и использованию гидроэнергетического потенциала региона с учетом интересов каждой из стран.
Дякую за увагу!