Поздин Андрей НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБАТА ТЕМА: «Физкультура и спорт: общее и различие. Их влияние на здоровье человека». Мать победителя Сиднейской Олимпиады с гордостью говорит о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься спортом: «Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На его примере я убеждалась: полезен человеку спорт. Научившись рационально тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером он стал для других ребят!…»
Актуальность с одной стороны, пропаганда спорта, вызывает интерес и приток детей в спортивные секции, а, с другой стороны, компьютерные игры, телевидение, занятость родителей и большие нагрузки в школе не способствуют физическому развитию детей. основной причиной неуспеваемости в школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки. общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, сидячий образ жизни и наличие личного транспорта в семьях приводит к ограниченности движений. рассказы в средствах массовой информации о не сложившихся судьбах бывших профессиональных спортсменов уменьшают процент желающих заниматься спортом.
Цель и задача Цель: Найти отличия в понятиях «спорт» и «физкультура», объяснить почему необходимо заниматься спортом, определить моменты, которые формируют привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь, установить как влияют занятия спортом на здоровье человека и формирование его личностных качеств, а также выявить риски занятиями тем или иным видом спорта.Задача: Выявить отношение учащихся к спорту, установить процент посещения учащимися дополнительных секций вне школы, и проанализировать как действующие и бывшие Профессиональные спортсмены оценивают влияния спорта на их жизнь.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ происходит физическое развитие человека, укрепляется здоровье; совершенствуется зрение, улучшается память, внимание; воспитывается воля, выносливость, настойчивость, решительность, выдержка, самообладание, умение управлять собой, и достигать поставленных целей; появляется чувство бодрости, радости, оптимистического настроения; приобретается опыт человеческого общения, умения не сдаваться и радоваться победе других, воспитывается умение преодолевать трудности.
РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ФИЗКУЛЬТУРА» и «СПОРТ» Физкультура – это занятия, которые направлены на укрепление здоровья и гармоничного развития тела. Спорт – это соревновательная деятельность с целью достижения высоких результатов.
Сравнение частоты некоторых заболеваний у спортсменов и практически здоровых рабочих аналогичного возраста (в %) Частота заболеваний гриппом в период эпидемии (на человек) и число дней потери трудоспособности Группы видов спортаКоличество случаев Продолжительность жизни, лет Единоборства7059,0 ± 11,9 Спортивные игры9060,0 ± 10,0 Циклические7565,5 ± 11,5 Скоростно-силовые1564, l ± 17,4 Сложно-технические1264,5 ± 17,7 СРЕДНИЕ26261,3 ± 12,8 Продолжительность жизни элитных спортсменов (усредненные данные за последние 35 лет)
Анализ анкет учащихся посещают секции только физкультура начальные классы 11-й класс 53,3% только физкультура 46,7% посещают секции Анализ анкет действующих спортсменов Спорт в процессе жизнедеятельности 18% не помогает 82% помогает Поддерживать физическую форму Связать профессию со спортом 3% не планируют 97% планируют 38% планируют 62% не планируют Анализ анкет бывших профессиональных спортсменов - 64 % бывших спортсменов поддерживают физическую форму со средней нагрузкой; - средний возраст завершения спортивной карьеры: года; - причина завершения спортивной карьеры: возраст и общефизический спад организма; - никто не сожалеет о потраченных годах тренировок; - спорт повлиял на становление личности, развил физические и духовные качества; - более 65% бывших спортсменов являются руководителями спортивных и общественных организаций.
Выводы 1. Физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества. 2. Надо помнить, что ориентация на достижение и ориентация на здоровье - это не равнозначные понятия. Тот, кто ориентирован на достижение, чаще всего мало заботиться о своем здоровье, и в этом суть занятий большим спортом. Тот, кто ориентирован на здоровье, не стремится к спортивным достижениям, и в этом суть занятий физкультурой, цель которой - оздоровление. Физкультура и спорт - разные виды деятельности, направленные на реализацию разных групп потребностей. И спорт, и физкультура нужны, но нужны разным людям для достижения разных целей. 3. Воспитание тяги к физкультуре и спорту должно начинаться с самого детства, в частности с уроков физкультуры в школе, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение. Регулярные занятия школьников в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках и соревнованиях путь к физическому совершенствованию молодого организма. 4. Однако, безусловно, занятия спортом отвлекают детей от соблазнов улицы, воспитывают волю к победе, закаляют характер, но в тоже время интенсивные тренировки при неправильной их организации могут повредить здоровью и родители должны четко представлять, с чем связаны риски того или иного вида спорта.