КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Думанова Наталья Борисовна учитель физики МОУ гимназии города Урюпинска Волгоградской области
«Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире…» Д. Медведев «Ежегодное послание Федеральному собранию» 2008 г.
Компетентностный подход – Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Причины кризиса знаниево- просветительской парадигмы Несоответствие между постоянно растущим объемом информации и нормативом времени на ее усвоение Отсутствие необходимости перегружать память ребенка, ибо существуют хранилища информации иной природы
Компетентностный подход- это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности Компетент- ности Метаобразова- тельные конструкты Компетен- ции Метакачеств а
Структура компетенции Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция Знания Способности Умения Индивидуальные характеристики Специализация Профессионализм
Виды компетентности – Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности. Виды компетентности Ключевые компетентности Предметные компетентностиЖизненные компетентности
Виды ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Учебно-познавательная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования
Компетентностный подход в преподавании физики Задачи: реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода; дифференциация предметного содержания; разработка и отбор средств, методов, приемов, использование новых технологий; создание объективной системы мониторинга. Принципы: в любом действии на уроке предоставлять ученику право выбора; создавать проблемные ситуации; усвоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельности; регулярно осуществлять рефлексию; использовать возможности, знания, интересы самих учащихся.
Содержание деятельности на уроке физике Целеполагание (создание проблемной ситуации) Самостоятельная продуктивная деятельность (ведущая роль на уроке принадлежит ученику) Рефлексия (ответственность за результат делегируется ученику)
Психолого-педагогическая диагностика и компетентностный подход Компетентностный Психолого- подход педагогическа диагностика Сотрудничество педагога и психолога подразделяется на три типа: 1. Тесты знаний и учебных умений, методики экспертной оценки стиля учебной деятельности и личных качеств учеников. 2. Интеллектуальные и личностные тесты, методики шкалирования, стандартизированное наблюдение. 3. Проектные тесты, социометрия, поисковое наблюдение.
Что влияет на формирование компетенций? Семья Школьный коллектив ДрузьяДосуг Профессиональная ориентация Политика
Взаимодействие учеников, педагогов и родителей в компетентностной парадигме Компетенции Учителя Учащихся научно-теоретические; интеллектуальные; методические; методические; личностные. коммуникативные. Родителей образовательные; воспитательные; личностные.
Интеграция двух парадигм Знаниево- предметная парадигма Компетентност- ная парадигма