ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ МХИ ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности мхов, их многообразием и значением. 2. Научиться их сравнивать и различать на рисунках.
Царство растения Подцарство Низшие растения (не имеют органов и тканей) Подцарство Высшие растения (имеют органы и ткани) Водоросли СеменныеСпоровые Зеленые Бурые Красные Мохообразные Папоротникообразные (хвощи, плауны, папоротники) Голосеменные Покрытосеменные
ВЫХОД РАСТЕНИЙ НА СУШУ ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ – ПСИЛОФИТЫ (РИНИОФИТЫ)
ПРИЗНАКИ ПСИЛОФИТОВ: 1) Есть стебли. 2)Отсутствуют корни 3) Имеют ткани: покровные, проводящие и механические 4)Воду и соли получают с помощью ризоидов. ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ – ПСИЛОФИТЫ (РИНИОФИТЫ)
МХИ ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕПЕЧЕНОЧНЫЕ (низшие мхи) Кукушкин лен Сфагнум Маршанция
Отдел Мхи Признаки мхов: 1.Есть стебли и листья, нет корней. 2.Вместо корней у большинства есть ризоиды. 3.У низших видов - тело слоевище. 4.Обитают во влажных местах (вода нужна для размножения). 5. Размножение спорами и гаметами. 6. В цикле развития преобладает половое поколение-гаметофит – САМО РАСТЕНИЕ 7.Представители: листостебельные - кукушкин лен, сфагнум (болотный мох); печеночные - маршанция, риччия и др.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. ТЕМА: Изучение внешнего строения мха ЦЕЛЬ: изучить особенности строения кукушкина льна и сфагнума. Материалы: гербарии и рисунки кукушкина льна и сфагнума. Ход работы: 1.Рассмотреть мхи по гербарию и рисункам и описать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума по плану: 1. КУКУШКИН ЛЕН: А)высота растения- Б) стебель - В) листья- Г) ризоиды- Д)коробочка со спорами- 2. Нарисовать и подписать мхи. Выводы:….
Кукушкин лен Стебель не ветвящийся Листья узкие, темно-зеленые, Имеются ризоиды, Различают мужские и женские растения. На верхушке женских растений развивается коробочка со спорами на длинной ножке.
Сфагнум Стебель ветвящийся. Листья узкие, светло- зеленые, ризоиды отсутствуют, растение однодомное. Листья и стебли образованы живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки имеют отверстия, поры и способны накапливать и удерживать большое количество воды (в раз больше своего веса). Содержит вещество – сфагнол, обладающее бактерицидным действием.
Сфагнум
Вопросы для проверки знаний 1)*Почему мхов относят к высшим растениям? 2)*Как называются первые наземные растения? 3)*На какие группы делятся мхи? 4) *Перечислите основные признаки мхов. 5)**Почему мхи могут обитать только во влажных местах? 6) *Какие органы имеет кукушкин лен? 7)*Какие органы имеет сфагнум? 8)*** Чем они сходны и чем отличаются? 9)***Почему сухой сфагнум можно использовать в качестве ваты? 10)***Почему предметы, утонувшие в болотах долго не гниют? *- вопросы простые ** - вопросы на «4» *** - вопросы на «5» Требуют логики мышления, умения анализировать, связывать факты, сравнивать.
Домашнее задание 1.Изучить тему, выучить признаки мхов. 2.Подготовить устные ответы на вопросы. 3.Нарисовать и подписать части кукушкина льна и сфагнума. 4.Сделать выводы по лабораторной работе.(почему эти два растения относят к мхам?)
Размножение мхов. Значение мхов
Значение мхов в природе: 1.Пища для животных. 2.Роль в почвообразовании и в регуляции водного баланса суши. 3.Приводят к заболачиванию и закисанию почвы 4.Отложения мхов образуют торф. Значение мхов в жизни человека: 1.Получают метиловый спирт, воск, парафин, краски, и т.д. 2.Из торфа делают бумагу и картон, используют как топливо, удобрение, подстилку. 3.Отложения торфяных болот используют в грязелечении.