Словообразование Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Материалы для подготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
Advertisements

Способы словообразования. Аккомпанировать скрипачу, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, пригласить в гостиную,
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
(10) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. В1. Определение.
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского.
Определите, какая часть речи зашифрована в схемах? Какие ещё части речи могут иметь такой состав?
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
Цели и задачи *Найти ответы на вопросы: Слова, каких частей речи образуются бессуффиксным способом? От каких частей речи образуются слова с помощью этого.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Части речи Знаменательные части речи Существительное Прилагательное Глагол Наречие Числительное Местоимение.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.

Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Состав слова. План морфемного разбора
Транксрипт:

Словообразование Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1

Имена существительные Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов: 1) при помощи суффиксов: 1) при помощи суффиксов: камень каменщик, новый новизна; 2) при помощи приставок: 2) при помощи приставок: непогода, пригород; 3) при помощи суффиксов и приставок: 3) при помощи суффиксов и приставок: стакан подстаканник; 4) сложением: 4) сложением: луна, ходить луноход; 5) сложением сокращённых слов: 5) сложением сокращённых слов: универсам, АТС; 6) бессуффиксным способом: 6) бессуффиксным способом: заплывать заплыв. 7) путём перехода прилагательных в существительные: 7) путём перехода прилагательных в существительные: учительская учительская комната.

Имена прилагательные Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных: 1) при помощи суффиксов: ёж ежовый, жарить жареный; 2) при помощи приставок: добрый предобрый; 3) при помощи суффиксов и приставок: избежать неизбежный, 4) сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса: русский, немецкий русско-немецкий; 5) слиянием слов: 5) слиянием слов: трудно доступный труднодоступный; 6) путём перехода слов из других частей речи: 6) путём перехода слов из других частей речи: блестящий на солнце предмет блестящие (выдающиеся) способности.

Числительные 1) при помощи суффиксов: два двадцать; 2) сложением: четыре, сто четыреста. Местоимения Образуются от других местоимений: 1) при помощи суффиксов: кто кто-то, сколько сколько-нибудь; 2) при помощи приставок: кто никто.

Глаголы 1) при помощи приставок: писать написать; 2) при помощи суффиксов: зелёный зеленеть; 3) при помощи суффиксов и приставок: бежать разбежаться Причастия и деепричастия Образуются только при помощи суффиксов. Разрешить – разрешенный, петь – поющий увидеть – увидевший, увидев, делать – делая, сделать – сделав.

Наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий: 1) при помощи приставок: смерть насмерть; 2) при помощи суффиксов: дружеский дружески; 3) при помощи приставок и суффиксов: далеко издалека, зимний – по- зимнему; 4) путём перехода других частей речи в наречия: лёжа на диване читать лёжа.

Образование служебных частей речи Предлоги производные образуются: Предлоги производные образуются: 1) путем слияния слов: на счёт банка поговорить насчёт экскурсии; 2) путём перехода слов из других частей речи: жили согласно - согласно приказу; Союзы производные образуются: Союзы производные образуются: 1) путём слияния слов: зато, тоже, оттого что, потому что, 2) путём перехода слов из других частей речи: Что случилось?Я не знал, что письмо получено.

Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор. При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо: При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо: 1) выделить основу и окончание; 2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах части основы и соединительную гласную); 3) выделить корень.

При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо: При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо: 1) установить лексическое значение разбираемого слова и выде­лить в нём основу; 2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы); 3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых данное слово образовано.

Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования Подзаголовокнеудачапривкуспреважныйбесполезныйразвесёлый кое-что, нечто, ничто нисколько, несколько вычитать, дочитать донынеповсюдунигде Приставочный способ заголовокудачавкусважныйполезныйвесёлыйчтосколькочитатьныневсюдугде

Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования Земляклебединыйбыстроаптекарьскрипачсиненькиймудрецразговорчивыйжелтоватыймаминветвистыйдворникслепотабодростьземлялебедьбыстрыйаптекаскрипкасиниймудрыйразговоржелтыймамаветвьдворслепойбодрый Суффиксальный способ

Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования НахлебникнаездникнаследникпобережьеподземельеЗаволжьезатылокподбородокразболетьсяразмечтатьсяпо-братски по деловому по-летнемухлебездаследберегземляВолгатылбородаболетьмечтатьбратскийделовойлетний Приставочно- суффиксальный способ

Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования ЗеленьотлетповторотделпобегбегрезьЗеленыйотлететьповторитьотделитьпобежатьбегатьрезать Бессуффиксный способ Бессуффиксным способом образуются только имена существительные. Существительные, образованные от глаголов, употребляются в научном и деловом стилях речи (отсев, прирост, отток, отвод, подрыв, обгон, объезд, разворот, поворот, выезд и т.д.). От прилагательных образуются существительные только женского рода (глухой глушь, тихий тишь, синий синь). Такие существительные употребляются обычно в художественной речи.

Неморфологический способ образования слов Определи, из какой части речи в какую произошел переход. Столовая посуда Первый год в школе Подтянутые резервы Лёжа на песке, загорал Медленным шагом Впереди замелькали огни деревеньки. (И. Тургенев) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку. Столовая открывается в 8 часов. (прилаг. сущ-ое) (прилаг. сущ-ое) Чернов- первый (лучший) ученик. (числит. прилаг.) Подтянутый вид (причастие прилаг.) Читать лёжа вредно. (дееприч. наречие) Ехали шагом (сущ-ое наречие) Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищения. (Л.Толстой) (сущ-ое наречие) Благодаря своевременной помощи больной быстро поправлялся. (дееприч. предлог)

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? учить учитель... учительствовать 1) учительский 3) учение 2) учительница 4) учительство общий обобщить... обобщенно 1) обобщенный 3) приобщение 2) общество 4) обобщение свет светить … освещение 1) осветитель 3) осветить 2) светлый 4) просвет ходить походить поход... по-походному 1) походка 3) походный 2) похождение 4) выход

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? живой живить оживить... оживленность 1) оживление 3) живительный 2) оживленно 4) оживленный пустой пустыня... пустынно 1) пустырь 3) пустынный 2) пустота 4) опустошить единый соединить... несоединимый 1) соединиться 3) соединимый 2) соединенный 4) соединение равный равнять... уравнение 1) уравнять 3) поровну 2) сравняться 4) равнение