Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»). 1 часть.1 часть.Мать 2 часть.2 часть.Дочь 3 часть.3 часть.Телеграмма КО.
Advertisements

Мы поразмышляем над поступками героев рассказа, выявим собственное отношение к ним. выявим собственное отношение к ним. Будем учиться общаться, высказывать.
Слагаемые настоящего человека. Духовные ценности Добро Вера Красота Истина Солидарность Патриотизм Память предков Нравственность Милосердие и сострадание.
Константин Георгиевич Паустовский( ) «Зарубки на сердце» «За добро плати добром, не будь пустельгой» ( К.Г.Паустовский)
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 с. Сбега Ушанфа Ольга Тимофеевна.
Урок литературного чтения. Человеческие чувства..
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Интегрированный урок-презентация, посвящённый жизни и творчеству «Нам бы про душу не забыть…» Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть…
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Духовно-нравственные ценности рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Транксрипт:

Константин Георгиевич Паустовский ( ) Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург, 2012

Даниил Гранин о К.Паустовском «Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера». Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать. М.Горький Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести. О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?

Словарь Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся

Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь. В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа. Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?

Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описания Настя, по-вашему, - злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.

Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине? Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде. Перечислите цепочку событий, дел, которые свидетельствуют о Насте. Какой она вам показалась?

Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но что-то настораживает читателя. Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Настя– Сольвейг? Сольвейг в переводе означает солнечный путь. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. ) Что настораживает в описании героини?

Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти Эпитеты из ленинградских пейзажей Косо (летел снег) Темная (вода Невы) Водянистый (снег) Серая (изморозь) Хмурое (небо) Хлеставший в лицо (снег) Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж? Какова роль кратких пейзажных описаний? Слова Насти, адресованные маме и маме -Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься! -Какая Катя?..Какой Тихон? -Это так… От одной знакомой… -Поздно! Маму я уже не увижу. «Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.» Как и почему происходит прозрение в героине?

Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести? Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими? Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти? (Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).

Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа. Даша-курьерша Какие эпитеты характеризуют ее? Почему? Как вы их понимаете? Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?

Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин. Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников? В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке? Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?

В чем особенность диалога между Настей и кассиршей? Что произошло? Почему Настя все-таки получила билет? Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец? Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?

Ленинградский сюжет Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет? Какова его роль в рассказе «Телеграмма»? Что в рассказе целом и в ленинградской части его внушает надежду: не все потеряно?

Телеграмма Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора? Подумайте, о какой телеграмме идет речь? В чем метафористический смысл названия рассказа? Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

Синквейн Телеграмма Краткая, неожиданная Летит, волнует, сообщает Тревожная весть от матери Поздно…

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать. М.Горький Какой вы увидели мать Насти? Почему она простила дочери все? Как относились к ней люди? Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни? Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.

Домашнее задание Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?(письменно) Напишите письмо-покаяние Поступок, за который я себя осуждаю. (Письмо маме). Подарите свои сочинения (стихи) мамам

Использованные материалы Русская литература. 8 класс. В 2-х ч.Ч.2:рабочая тетрадь. автор-сост. М.Г.Белова.- М.: Дрофа, (Гимназия на дому) ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdf 24.ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdf Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html