Урок русского языка в 6 классе Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия. Б.Пастернак
Орфографическая разминка
Эн…ргичен мног…лик Глагол. Он действовать пр..вык. Необходим он – Вот в чём соль. Я гов…рю ему: «Глаголь!» 1. Как автор характеризует глаголы? 2. Объясните разницу между словами глагол и глаголь. 3. Как вы понимаете выражение Вот в чём соль?»
Употребление глаголов в речи
Графически объясните написание слов 1. Чудная картина, Как ты мне р…дна: Белая р…внина, Полная луна, Свет с небес высоких, И бл…стящий снег, И саней д…леких Од…нокий бег. 2. На дворе гуля…т (не)погода, Ноч(…) стоит темным (темна), И совою пучеглазою Из-за туч гл…дит луна. Под окошком ветви яблони Так и ходят ходуном, И березка с дубом шепч…тся, Как со старым колдуном.
Проверьте! 1. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет с небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. 2. На дворе гуляет непогода, Ночь стоит темным-темна, И совою пучеглазою Из-за туч глядит луна. Под окошком ветви яблони Так и ходят ходуном, И березка с дубом шепчется, Как со старым колдуном.
Ответьте на вопросы по текстам 1. Определите стиль речи текстов. 2. О чём говорится в этих стихотворениях? 3. Как называется описание природы? 4. Сравните оба текста. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?
Словарная работа Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу.
Ответьте на вопросы по текстам 5. Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе? 6. Какая часть речи помогает оживить картину? 7. Почему у Комарова так много глаголов? Какое состояние природы они описывают? 8. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль? В каком значении они употребляются? 9. Какой художественный прием использовал Комаров? 10. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает?
Словарная работа Олицетворение- глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Фразеологизм - устойчивое сочетание слов.
Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Синтаксическая работа I вариант: выпишите из стихотворений два именных словосочетаний. Выполните разбор. II вариант: выпишите из текста два глагольных словосочетаний. Выполните разбор. Задание для обоих вариантов: выполнить синтаксический разбор сложного предложения.
Работа по словообразованию. Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.
Домашнее задание 1.Обязательная часть. Упражнение 172, 173 (письменно) на стр На выбор: написать сочинение- рассуждение (исследовательский труд) о роли глагола в речи.
Спасибо за урок!!!
Использованные ресурсы - эпиграф к уроку - задания к уроку - задания к уроку - текст стихотворения для физкультминутки – фото осеннего пейзажа (разгул непогоды) - фото зимнего пейзажа - фото детей – картинка «Глагол - это часть речи…» – картинка художника