«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ХОДЕ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ 1. Изучить и проанализировать научную литературу 2. Провести исследование среди учащихся 11- ого класса а ) выявить уровень самооценки старшеклассников б ) изучить « портфолио » учащихся 3. Провести тест - опросник среди родителей 4. Сопоставить и проанализировать результаты « портфолио », типа семейного воспитания с выявленным уровнем самооценки. 5. Выявить роль и влияние самооценки на формирование личности современного подростка. 6. Дать рекомендации по формированию уверенности в себе.
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА + чувствует себя важным и нужным доверяет самому себе Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. - склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода; проявляет подозрительность, агрессию; может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА Характерные черты низкой самооценки потерянный человек; пассивны, внушаемы и менее популярны; чрезмерно чувствительны к критике; застенчивы; нерешительны, зависимы, необъективны; часто страдают от одиночества К чему могут привести Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА удовлетворенность собой принятие себя чувство собственного достоинства положительное отношение к себе согласованность своего наличного и идеального «Я».
отсутствие адекватной самооценки - симптом психоза.
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ О ВОЗРАСТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ У ПОДРОСТКОВ
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО ( 3 – 7 ЛЕТ ) представления о себе представления о природе представления об окружающем мире РЕБЕНОК УЧИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Сюжетно-ролевая игра войти в жизнь взрослых, действовать как взрослый понимает социальные роли и их связывающие отношения; соотносит свою позицию и позицию взрослого помогает ребенокребенок
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 6-7 ДО 9-10 ЛЕТ ) ребенок получает общественную оценку; авторитет взрослого утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники; очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком; самооценка формируется под влиянием оценок учителя
ОТРОЧЕСТВО (с 11 до 15 лет ) становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти; формируется абстрактное, теоретическое мышление; период отчуждения от взрослых; важный фактор - общение со сверстниками; повышение значимости Я – концепции; подросток сравнивает себя с другими
10-12 ЛЕТ ЛЕТ познавательная активность, любознательность развития самосознания подростка, его рефлексии, «Я- концепции», чувства «Я» ВНЕШНОСТЬ – ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО В САМОСОЗНАНИИ застенчивость
ПРОБЛЕМЫ 10 КЛАССА социально- психологическая адаптация к новому коллективу установка на продление моратория детства
ПРОБЛЕМЫ 11 КЛАССА выбора будущей профессии проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам ЦЕЛИ хорошо окончить школу поступить в ВУЗ
СДВИГИ В ОБЛАСТИ САМООЦЕНКИ, САМООЦЕНКИ, ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
Изучение самооценки у старшеклассников
Изучение «портфолио» старшеклассников
Изучение типа семейного воспитания
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели ! 2. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им ! 3. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности ! 4. Никогда не говорите о себе плохо ; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты « глупый », « уродливый », « неспособный », « невезучий », « неисправимый »!