Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей… Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка, оказание ему социально-психологической помощи, защита ребенка.
Социально-педагогическая помощь ОбразовательнаяПсихологическаяПосредническая Обучение Воспитание Поддержка Коррекция Организация Координация Информирование
Социальный педагог при работе с семьёй выступает в трех основных ролях: Советник - рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.Советник - рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка.Защитник - защищает права ребенка.
Формы социально - педагогической помощи семье Социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями.Социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями. Консультационные беседы (индивидуальные и групповые)Консультационные беседы (индивидуальные и групповые) Социально - педагогический мониторинг семьи - это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а т.ж. принятие на этой основе важных решений.Социально - педагогический мониторинг семьи - это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а т.ж. принятие на этой основе важных решений.
МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ основные задачи работы социальных педагогов с родителями: - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с воспитанниками МДОУ. - Привлечение родителей к активному участию в учебно- воспитательном процессе. - Формирование у родителей потребности в самообразовании. - Ознакомление педагогов и родителей МДОУ с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Формы работы: общие и групповые собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей воспитанников МДОУ, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ воспитанников.
МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном. Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.
Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трёх уровнях ДиагностическийПрофилактическийРеабилитационный Этапыдиагностики: - сбор информации; - анализ информации; - постановка социального диагноза.ПсихологическаяпомощьИндивидуальный Психологическаяподдержка Коррекциямежличностныхотношений Групповой Общинный
Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трёх уровнях ДиагностическийПрофилактическийРеабилитационный Оценка ситуации, организация консультацииПсихологическаяпомощьИндивидуальный Психологическаяподдержка Коррекциямежличностныхотношений Групповой Общинный Сбор информации, организация обратной связи с семьей
Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Методы и приёмы консультирования: беседа;беседа; включенное наблюдение;включенное наблюдение; убеждение;убеждение; одобрение или осуждение;одобрение или осуждение; приём активного слушания;приём активного слушания; приём конфронтации;приём конфронтации; приём Я-послания;приём Я-послания; метод легенд;метод легенд; телефонное консультированиетелефонное консультирование метод «письмо-обращение»метод «письмо-обращение»
Семейное консультирование в работе социального педагога Составляющие семейного консультирования: оказание социально- педагогической помощи в решении социальных проблем;оказание социально- педагогической помощи в решении социальных проблем; разрешение конфликтных ситуацийразрешение конфликтных ситуаций
Тематика социально-педагогического семейного консультирования Воспитание детей в семье (решение проблем дезадаптации ребенка, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, помощь в правовых вопросах и т.д.)Воспитание детей в семье (решение проблем дезадаптации ребенка, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, помощь в правовых вопросах и т.д.) Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с её ближайшим окружением, содействие в разрешении внутри семейных отношений и т.д.)Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с её ближайшим окружением, содействие в разрешении внутри семейных отношений и т.д.) Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи и т.д.)Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи и т.д.) Организация жизнедеятельности(привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для игр и отдыха ребенка, досуга и т.д.)Организация жизнедеятельности(привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для игр и отдыха ребенка, досуга и т.д.) Пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, алкоголизма и т.п.)Пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, алкоголизма и т.п.)