Учащиеся получают целостные знания. Единство развития мышления и деятель- ности. Результат образования – цепочка: знания – социокультурный опыт–деятель- ность Развитие первоначального контекста в образовании. Развитие стержневой основы образования на основе социокультурных ценностей. Преемственность между ступенями в об- разовании осуществляется через систему ценностных категорий
Реализация подходов активного обучения и воспитания. Устранение разрыва между семьей и школой. Развитие всего коллектива на основе положительного опыта отдельных учащихся через присоединение к нему. Воспитание на основе терпимости, развитие различных этнических групп на единой ценностной основе, поиск точек соприкосновения. Формирование новых трудовых ресур- сов страны
Подходы к проектированию содержания образования: Развивается надпредметность образования на основе базовых социокультурных ценностей. Осуществляется связь между ступенями через стержневую систему ценностных категорий. Включается дополнительное образование в общую систему как условие для создания социокультурного пространства. Активизируется взаимодействие с социумом на основе развития проектной деятельности учащихся, ориентированной на практическую социокультурную деятельность.
Направления Обновление содержания образования Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ГОСа, индивидуальными особенностями учащихся: Создание системы мониторинга ценностной составляющей образованности
Принципы педагогической деятельности психологическая безопасность положительное подкрепление результата опора на положительный социокультурный опыт принцип активности принцип рефлексии
УНИВЕРСАЛИИ ИСТОКОВ I группа: УНИВЕРСАЛИИ ДУХОВНОГО МИРА II группа: УНИВЕРСАЛИИ НРАВСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ III группа: УНИВЕРСАЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IV группа: УНИВЕРСАЛИИ СОЦИУМА V группа: ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
«Литература Урала», «Образ Урала в документах и литературных произведениях» «Литература Урала», «Образ Урала в документах и литературных произведениях»
Первый год обучения - Азбука Истоков. «Мир»: актуализация первоначального опыта познания, расширение познавательных возможностей детей, понимание многогранности этой категории (мир природы, мир слова, мир семьи и т. д.). «Слово»: ценностное наполнение категории. Ответственность за данное слово. « Образ»: Не все видимое есть Образ. «Книга»: Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Содержание курса по годам обучения
Второй год обучения – Мир родного Урала «Родной очаг»: Имя. Семья. Род. Дом. Город. Деревня. «Родные просторы»:Нива. Путь – дорога. Лес. Река. Горы. Уральские мастера. «Праздник души»: Книга. Праздник. Сказка.
Содержание курса по годам обучения Третий год обучения – Истоки уральского характера «Вера»: С верой строились города, творили. Верность. Честь. «Надежда»: Терпение. Совесть. Трудолюбие. «Любовь»: Милосердие. Доброта. Доброе слово и дело. Родники. «Мудрость»: Знания. Мастерство. Династия. Мудрость народа.
Содержание курса по годам обучения Четвёртый год обучения – Традиции земли уральской «Родные образы»: Большая семья. Образ родного дома, природы, края. «Традиции слова»: Диалекты. Истоки слова. Сердечное, доверительное слово. «Традиции дела»: Горное дело. Лесоводство. Градостроительство. Почести. «Традиции праздника»: Какие бывают праздники. Праздничные приготовления. Традиции отдыха.
Основной формой организации образовательного процесса остаётся УРОК. Задача педагога спроектировать деятельность учащихся, чтобы они в результате интеллектуальных, нрав- ственных усилий, делали для себя открытия, обогащали свой социо- культурный опыт.
СТРУКТУРА УРОКА ПРИСОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ включает в себя а) разумное начало (знания); б) сердечное начало (эмоциональное воздействие) в) духовное начало (освоение нравствен- ных категорий) г) волевое начало (поступок, принятие ре- шения, действие) РЕФЛЕКСИЯ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ 50% времени 50% времени взаимодействие УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК 50% времени АФО 50% времени АФО взаимодействие УЧЕНИК – УЧЕНИК, учитель выступает в роли помощника, консультанта
Работа в паре Работа в группе Ресурсный круг Истоковские технологии: Они формируют навык общения, обучают управ-лению собственной деятельностью, приёмам эффектив-ного взаимодействия, обеспечивающих достижение зна-чимых результатов. Формируется ресурс успеха у каж-дого ученика. Использование истоковских технологий позволяет выйти на три составляющие оценки учеников: само- оценку, взаимооценку, экспертную оценку педагога.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Одобрение, аргументированная похвала Предоставление самостоятельности Делегирование полномочий Оценивающие тренинги Выражение благодарности
«Истоки» учат школьников: Чувствовать сердцем; Раскрывать тайны души; Думать душой; Дружить с одноклассниками; Сочувствовать, понимать друзей, самого себя; Понимать добро; Преодолевать трудности; Узнавать новое о самом себе; Понимать святых, почему их так называли.