Литературное направление начала 20 века Автор: Разживалова Наталья, ученица 11 класса Андреевской сош
Последней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века был имажинизм. Это направление создано в 1919 году (первая «Декларация» имажинизма датирована 30 января), следовательно, через два года после революции, но по своей идеологии это течение с революцией ничего общего не имело. Имажинизм ( от фр. Image – «имаж» - образ) Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом
«Образ и только образ. Образ - ступнями от аналогий, параллелизмов - сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудие производства мастера искусства. Всякое иное искусство - приложение к "Ниве". Только образ, как нафталин пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ - это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия».
Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой "Ключи Марии", 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность ("органическую фигуральность") русского языка, национальную стихию и народное творчество. В поэзии Есенина появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат», «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берёз» и т. д.
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.
Коммерческая деятельность имажинистов: кафе "Стойло Пегаса« два книжных магазина, в которых работали сами поэты: "Книжная лавка художников слова" "Лавка поэтов" Кафе «Калоша», «Мышиная нора» Кинотеатр «Лилипут» Рюрик Ивнев, В.С. Чернявский, С.А. Есенин
В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности С.А. Есенин, В.Г. Шершеневич (сидят); Шоршевская, А.Б. Мариенгоф, И.В. Грузинов.