Семинар классных руководителей по теме: «Подростки с девиантным поведением».
Цели семинара: выявить потребности классных руководителей ОУ в оказании методической помощи по организации психолого- педагогической поддержки детей с отклонениями в поведении; помочь определить составляющие отклоняющегося поведения обучающихся; создать условия для обмена опытом между педагогами по организации работы с обучающимися, имеющими отклонениями в поведении, и их родителями по оказанию им психолого-педагогической помощи; пополнить методическую копилку педагогов играми и упражнениями на сплочение детского коллектива и установление доверительного контакта
Классификация детей групп риска
Правополушарные дети Характеристика Богатое воображение Хорошо развито образное мышление Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения Основные трудности, возникающие в процессе обучения Затруднения логически мыслить, структурировать Трудно сосредоточиться на фактах
Правополушарные дети Советы и рекомендации задействовать воображение и образное мышление (использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки)
Дети-синтетики Характеристика Опираются на общее, а не на частное Мало внимание уделяют деталям Основные трудности, возникающие в процессе обучения Трудности с анализом, планом, конспектом
Дети-синтетики Советы и рекомендации Развивать аналитические навыки изучая каждую тему важно ее обобщить, выделить основные блоки
Тревожные дети Характеристика Эмоциональное напряжение Любая ситуация – опасная Тревога в проверке знаний в любом виде(контрольная работа, диктанты …) Основные трудности, возникающие в процессе обучения Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляя При устном ответе – наблюдают за реакцией учителя
Тревожные дети Советы и рекомендации Создание ситуации успеха, поощрение, поддержка («Я уверен, что ты справишься»…)
Неуверенные дети Характеристика Прибегают к помощи других Не могут проверить качество своей работы Справляются с заданиями по образцу Основные трудности, возникающие в процессе обучения Очень долго не могут приступить к выполнению задания
Неуверенные дети Советы и рекомендации Предложить выбрать самому решение Поддерживать простыми фразами («Я уверен, у тебя всё получится») Нельзя говорить фразы типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько»
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Характеристика «невнимательные», «рассеянные» низкий уровень произвольности неустойчивая работоспособность, часто отвлекаются Основные трудности, возникающие в процессе обучения при высоком уровне развития и объеме знаний нерационально используют время
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Советы и рекомендации Внешние опоры (часы, списки, линейка…) Помощь в самоорганизации
Перфекционисты и «отличники» Характеристика Очень высокая успеваемость, ответственность, исполнительность Чувствительны к похвале Основные трудности, возникающие в процессе обучения Выполнить все задания!!!
Перфекционисты и «отличники» Советы и рекомендации Помочь скорректировать разницу между «достаточным» и «превосходным» Помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее
Астеничные дети Характеристика Высокая утомляемость, истощаемость Быстро устают Увеличение количество ошибок Основные трудности, возникающие в процессе обучения Высока вероятность снижения качества работы
Астеничные дети Советы и рекомендации Не предъявлять заведомо невыполнимых требований Выбор оптимального режима подготовки (перерывы, сон…)
Группы детей с «плохим» поведением дети, имеющие отклонения в физическом развитии дети, имеющие отклонения в психическом развитии дети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении дети, контроль за успеваемостью и поведением которых в семье ослаблен
Классификация групп 1.Дети, имеющие отклонения в физическом развитии. 2.Дети, имеющие отклонения в психическом развитии 3.Дети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении. 4.Дети, контроль за успеваемостью и поведением которых в семье ослаблен.
Факторы, влияющие на формирование поведения: биологические (наследственные,связанные с особенностями физического здоровья) психологические (связанные с особенностями индивидуального психологического развития) социальные (связанные с субъективным опытом взаимодействия ребёнка с окружающим миром)
В сороковых годах XIX века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкрус предложил классификацию мотивов «плохого» поведения. К ней он предложил несложную диагностику, которую могут провести педагоги без вмешательства психолога, с опорой на собственные ощущения и наблюдения. Эта классификация хороша тем, что она не ищет ответа на вопрос, почему ребёнок ведёт себя так, а указывает на то, что необходимо сделать, чтобы ребёнок как можно меньше хотел вести себя таким образом.
Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивно го разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Привлечение внимания. «Мне нужно твоё особое внимание». Раздражение, затем негодование и возмущение. Сделать замечание, прочитать нотацию. Временно прекращает свою выходку, если не прекращает такое поведение, то это не мотив привлечения внимания. Необходимо выработать варианты оказания внимания ребёнку, которое не подкрепляло бы неконструктивн ый условный рефлекс. Иногда полезно его не замечать.
Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивного разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Власть. «Ты мне ничего не сделаешь». Гнев, негодование, возмущение, а также страх. «Убила бы своими руками», то есть желание прекратить выходку вплоть до применения физической силы. Ученик прекратит выходку, когда сам захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя, чего он и добивается, он – победитель и наслаждается этими минутами. Вариант, который поможет найти взаимопонимание педагога с учеником, - это спокойная реакция на его поведение, демонстрация своего твёрдого поведения, лишённого агрессии, возможность объяснения, что «крутой» и «сильная личность» - это два разных понятия. «Крутой» - это уверенное поведение и агрессия, которая порождает агрессию, а сильная личность» - это уверенное поведение и много поддержки.
Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивно го разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Месть. «Ты меня обидела, - получай». Растерянность, гнев, страх, негодование и обида. «Хочется драться на равных и насмерть, либо убежать и спрятаться». Мысль, которая появляется всё чаще и чаще: «Или я, или он, вдвоём нам нет места в этой школе». Ученик прекратит выходку, когда сам захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя, чего он и добивается, он – победитель и наслаждается этими минутами. Научиться прощать ученика, не давать оценку самому ребёнку, сообщать ему о своих чувствах в отношении того поведения, которое он избрал здесь и сейчас. Поступок нуждается в санкциях, а вот личность в поддержке.
Вариант «плохого» поведения и его девиз. Чувства педагога, возникающие в этот момент. Что хочется предпринять педагогу на такое поведение ребёнка. Ответная реакция ученика. Варианты конструктивно го разрешения ситуации «плохого» поведения учителем. Избегание неудачи. «Не буду и пытаться – всё равно не получится». Жалость, затем ощущение полной профессиональ ной беспомощност и, так как дополнительн ые занятия не приносят результата. Желание отвести ребёнка к психологу, получить от него подтверждени е, что ребёнок «не тянет» программу. Ученик попадает в зависимость, он готов на всё: мыть класс, носить парты, ябедничать и многое другое, но решать задачи по- прежнему не может, потому что боится. В этой ситуации есть только терпение, одобрение пусть маленького, но прогресса, предвосхищающ ая оценка и ещё раз поддержка.
Помощь подросткам с девиантным поведением. Индивидуальные консультации. Помощь психолога. Со стороны классного руководителя: работа с родителями, составление памяток по методам воспитания таких детей Педагогическая поддержка и общение. Вовлечение таких детей во внеклассную работу и внеучебную деятельность.