Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание
Содержание 1. Государственная политика : основные этапы 2. ФГОС общего образования : преемственность и инновационность 3. Требования к результатам, структуре и условиям освоения ООП
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте государственной политики
Основные этапы 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства 1756-р от г год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России 1019 от 5 марта 2004г.
Основные этапы 2006 год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС 2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст.7) Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования
Основные этапы 2010 год Национальная инициатива «Наша новая школа» Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке) Создание координационного совета Примерная основная образовательная программа начального общего образования Распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на годы. (1507-Р от г.) Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ г.)
Национальная инициатива «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей 3.Развитие учительского потенциала 4.Изменение инфраструктуры школьной сети 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников 6.Расширение самостоятельности школ
Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве –в ноябре 2010 года)
Преемственность: Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт Результаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, РЕОИС, займов МБРР, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр.) Развитие отечественных научных теорий и концепций(развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.)
Инновационность ФГОС Идеология Структура Содержание
Идеология ФГОС Духовно-нравственное развитие и воспитание Гражданская идентичность Системно - деятельностный подход
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) I. Общие положения 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"): любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Структура ФГОС 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2. Требования к структуре основной образовательной программы 3. Требования к условиям освоения основной образовательной программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы: Личностным Метапредметным Предметным
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС ООО: 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; ФГОС ООО: 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. ФГОС ООО: При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Требования к структуре основной образовательной программы к количеству и наименованию разделов (НОО-3,ООО-3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; к минимальному и максимальному количеству учебных часов(НОО_от 2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет ); к содержанию каждого из разделов; к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО); к организации внеурочной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: структура ООП Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: - целевой: а) пояснительная записка; б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; в) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО - содержательный: а) программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования, б) программы отдельных учебных предметов, курсов, программы курсов внеурочной деятельности ФГОС ООО: структура ООП Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: - целевой: а) пояснительная записка; б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; в) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО - содержательный: а) программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных тпрогрехнологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; б) программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: структура ООП - содержательный: в) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, г) программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; д) программа коррекционной работы - организационный: а) учебный план основного общего образования; б)план внеурочной деятельности в) система условий реализации ООП ООО ФГОС ООО: структура ООП содержательный: в) программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; г) программа коррекционной работы - организационный: а) учебный план основного общего образования; б) система условий реализации ООП ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть ООП НОО - 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20%. ООП НОО реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. ФГОС ООО: Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Обязательная часть ООП ООО - 70%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30%. ООП ООО реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
Требования к условиям освоения основной образовательной программы Кадровым Финансово-экономическим Материально-техническим Психолого-педагогическим Информационно-методическим
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего ООП НОО, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. ФГОС ООО: Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего ООП ООО, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.