Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся профильной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Advertisements

Исследовательский проект как способ повышения мотивации обучающихся на уроках биологии Плониш Юлия Юрьевна, к.б.н., учитель биологии БОУ г. Омска «Гимназия.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,
Организация проектной деятельности с младшими школьниками Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль) (Луи де Бройль)
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ.
Районный семинар «Проект как форма урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках перехода на ФГОС НОО и ООО» а Место и роль проектной деятельности.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
МБОУ «Будницкая ООШ». В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся,
Транксрипт:

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся профильной школы

Основная задача современного общего образования - формирование навыков: организации собственной деятельности; объяснения явлений действительности; ориентации в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; решения проблем, связанных с выполнением человеком определенной социальной роли; универсальных для различных видов деятельности (ключевые компетенции); готовности к профессиональному выбору.

Исследовательская деятельность обучающихся Это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой,исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

Научное исследование - это особая форма познания, систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и завершающееся формированием знаний об изучаемых объектах

Структурные элементы исследовательской деятельности выделение методологических характеристик исследования, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор эмпирического материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы

Методологические характеристики педагогического исследования

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

ТЕМА Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Какие присущие объекту отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить? Каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

Значение для практики Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

- от латинского proyectus, означает «брошенный вперед», - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Проектирование

Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов

Проектная деятельность обучающихся Это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата и имеющая общую цель, согласованные методы, способы ее осуществления в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов

Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой; По комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внуртишкольные, городские и т.п. По продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.

Характеристики учебного проекта Проблема проекта Почему?Актуальность проблемы Цель проектаЗачем?Целеполагани е Задачи проекта Что?Постановка задач Методы и способы Как?Планирование РезультатЧто получится? Ожидаемый результат

Формы продуктов проектной деятельности Сайт; Видеофильм; Газета, буклет, альбом; Модель; Коллекция; Мультимедийный продукт; Учебное, методическое пособие; Справочник

Презентация проектов Научный доклад; Реклама; Отчет об исследовательской деятельности; Демонстрация видеофильма; Компьютерная презентация

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 2. Поисково- исследовательский этап 3. Трансляционно- оформительский этап 4. Заключительный этап

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта) Определение цели, формулирование задач Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.) Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации Планирование способов сбора и анализа информации Подготовка к исследованию и его планирование Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно- оформительский этап 3.1. Предзащита проекта Доработка проекта с учетом замечаний и предложений Подготовка к публичной защите проекта: определение даты и места защиты; определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Особенности проектной деятельности на разных ступенях общего образования

Начальная школа Цель проектной деятельности – овладение элементами проектирования (общеучебные умения: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения и объем проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. 2 класс – формирование элементов ПД на традиционных занятиях; 3 класс – один проект во 2-ом полугодии; 4 класс - два проекта или исследования. Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Основная школа Цель проектной деятельности – овладение коммуникативными навыками, развитие личностных качеств и проектной, исследовательской компетентности. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной). Проблема близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования. Формы организации проектной деятельности: индивидуальные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей и т.п.

Старшая школа Цель проектной деятельности – самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования. Темы и проблема исследования подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования. Формы организации проектной деятельности: индивидуальные, парные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей, экспедиции, творческий экзамен и т.п. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов.

Критерии оценки проекта степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно- исследовательских работ учащихся 1. Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся. 2. Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работы. 3. Рецензия на представленную проектную или учебно- исследовательскую работу. 4. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта. 5. Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта. 6. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом. 7. Список используемой литературы. 8. Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).