Сравнительная характеристика личностно- ориентированного и индивидуального подходов обучения
Главным отличием личностно- ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции: целенаправленное целенаправленное развитие личности развитие личности индивидуализация учения и развития, а не только обучения
обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров передача управления учением «в руки ученика» развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика
самообучение, саморазвитие, самореализация внутрисубъектность образовательных технологий образовательных технологий
Соотношение индивидуализации обучения и личностно- ориентированного образования
Цели образовательного процесса Индивидуальная модель обучения модель обучения Личностно – ориентированная модель обучения Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности.
Ведущие принципы Личностно – ориентированная модель обучения Индивидуальная модель обучения Обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее» Обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее»
Содержание обучения Личностно – ориентированная модель обучения Система общих законов и закономерностей, стратегий научного познания мира, содержащая различные типы знаний и способы их применения в жизненных ситуациях, выстроена с учетом согласования научной логики и логики учения. Индивидуальная модель обучения Тематически выстроенная система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов преимущественно в логике построения науки с учетом возрастных особенностей детей
Методы обучения Индивидуальная модель обучения Личностно – ориентированная модель обучения Преимущественно репродуктивные, построены на простом переносе этапов усвоения. Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных познавательных стратегий.
Педагогические средства монолог монолог презентация знаний презентация знаний фронтальный опрос, предварительное заучивание (понятий, формулировок правил, закономерностей и формул) фронтальный опрос, предварительное заучивание (понятий, формулировок правил, закономерностей и формул) упражнения, решение задач, лабораторные и практические работы, домашнее задание, выполнение контрольной работы упражнения, решение задач, лабораторные и практические работы, домашнее задание, выполнение контрольной работы
диалог диалог актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным совместное открытие знаний совместное открытие знаний рефлексия познавательных средств рефлексия познавательных средств целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний в различных контекстах без предварительного заучивания целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний в различных контекстах без предварительного заучивания учебные игры учебные игры