Пристальный интерес к человеку в эпоху Возрождения способствовал бурному развитию скульптуры. Б. Челлини. Ганнимед, середина XVI века
В Северной Италии широко распространяется искусство терракотовой скульптуры, берущее начало еще от этрусков. Г. Маццони. Поклонение Младенцу, ок
Особенно прославилась в технике расписной терракоты семья скульпторов делла Роббиа: Лука и Андреа. А. делла Роббиа. Мадонна каменщиков,
Именно в технике терракоты отрабатывались основные приемы скульптуры Возрождения. Никколо дель Арка. Оплакивание Христа, ок
Поскольку античная скульптура высоко ценилась у богатых коллекционеров, то бурно развивается техника копирования. П. Бонаколси. Аполлон Бельведерский, конец XV века Б. Бандинелли. Лаокоон
Постепенно дерево и терракоту вытеснили мрамор и бронза. Ф. Штосс. Св. Иоанн, дерево Донателло. Давид, бронза
Особой выразительности достигли скульпторы Возрождения в работе с бронзой. Джамболонья. Меркурий,
Бронза – один из древнейших искусственных материалов. Не случайно целая доисторическая эпоха названа бронзовым веком. Б. Челлини. Персей, Бык. Сер. III тыс., до н. э.
Особенности бронзы как материала скульптора Допускает свободную композицию, широкие движения, далеко отстоящие от основного массива части. А. дель Поллайоло. Геракл и Антей, ок Реагирует на освещение очень яркими бликами. У бронзовой скульптуры четко читается силуэт.
Со временем бронзовая скульптура покрывается зеленоватой пленкой окислов, которая всегда считалась достоинством скульптуры - «благородной патиной». А. дель Поллайоло. Арифметика, рельеф с гробницы Сикста VI, ок
Древних идолов и предметы простой геометрической формы отливали «в пустую форму». С древнейших времен известно три способа литья бронзовых изделий.
Литье «по земляной форме» (глиняной форме) позволяло получать многочисленные копии. Так работали с бронзой с древних времен до раннего Возрождения.
Литье «с потерянным воском» появилось в Европе лишь в эпоху Возрождения. Этот способ позволяет точно передавать мельчайшие детали скульптуры. Глиняная болванка и восковая модель на ней.
Устройство каналов для литья на восковой модели. Нанесение формовочного состава на восковую модель с каналами.
Бронзовая фигура оленя после извлечения из формы до окончательной обработки.
Наконец, бронзовые изделия можно просто выковывать. Так мастера работали с узорными решетками. Кованые решетки эпохи Возрождения.
Вначале скульптура Возрождения продолжает развиваться как украшение стены в качестве рельефа. А. Пизано. Аллегории Скульптуры и Живописи, начало XV века
Одним из самых значительных памятников скульптурного рельефа Возрождения стали двери флорентийского баптистерия, выполненные Лоренцо Гиберти.
В рельефах Восточных дверей баптистерия («Вратах рая») впервые в скульптуре были использованы законы линейной перспективы.
В скульптурах Донателло фигуры окончательно отделяются от стен зданий. Донателло. Св. Георгий,
Он же создает одну из самых значительных конных статуй Возрождения. Донателло. Конная статуя Гаттамелаты,
Давид, созданный Донателло, являет собой не античный идеал мощного героя, но изысканный идеал Возрождения. Донателло. Давид,
А. Верроккьо уже создает скульптуру как самостоятельное произведение искусства. А. Верроккьо. Христос
Его конная конная статуя уже решительно направляется в центр площади. А. Верроккьо. Памятник Бартоломео Коллеони
В период высокого Возрождения скульптура сама начинает организовывать архитектурные сооружения вокруг себя на площади. Б. Амманати. Фонтан Нептуна, Флоренция,
Значительно реже создавали скульпторы Возрождения портреты. Б. да Майано. Портрет Пьетро Меллини, 1474 Донателло. Портрет мальчика
Чаще всего портретная скульптура появлялась в помпезных гробницах. Дж. Вазари. Надгробный памятник Микеланджело Буонаротти, 1579
Тщательней всего выполняли скульпторы именно надгробные портреты, создавая величественные, почти архитектурные композиции. Б. Росселлино. Гробница Леонардо Бруни,