Виды и классификация моделей Автор – Звягина Н.В., Учитель информатики ГБОУ СОШ 119 Калининского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга Презентация по теме «Виды и классификация моделей» к учебнику Н.В. Макаровой, 9 класс к учебнику Н.В. Макаровой, 9 класс
Виды классификации моделей по признакам Область использования моделей Область использования моделей С учетом в модели временного фактора (динамика модели) С учетом в модели временного фактора (динамика модели) Отрасль знаний Отрасль знаний Способ представления моделей Способ представления моделей
Классификация моделей по области использования: Учебные Учебные Опытные Опытные Научно-технические Научно-технические Игровые Игровые Имитационные Имитационные
Учебные модели –используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, тренажеры, обучающие программы. Учебные модели –используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, тренажеры, обучающие программы. Опытные модели- это уменьшенные или увеличенные модели проектируемого объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирование его будущих характеристик. Опытные модели- это уменьшенные или увеличенные модели проектируемого объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирование его будущих характеристик. Научно-технические модели создаются для исследования процессов или явлений. (пример: прибор получения грозового электрического разряда.) Научно-технические модели создаются для исследования процессов или явлений. (пример: прибор получения грозового электрического разряда.)
Игровые модели- это военные, экономические, спортивные и деловые игры Игровые модели- это военные, экономические, спортивные и деловые игры Имитационные модели – не просто отражают реальность в той или иной степени, а имитируют ее. Имитационные модели – не просто отражают реальность в той или иной степени, а имитируют ее.
Классификация моделей по фактору времени: Статические модели – единовременный срез информации по данному объекту. Статические модели – единовременный срез информации по данному объекту. Пример: Обследование учащихся в стоматологической клинике Пример: Обследование учащихся в стоматологической клинике Динамические модели – представляет картину изменения объекта во времени Пример: Исследование медицинской карты ученика во времени. Динамические модели – представляет картину изменения объекта во времени Пример: Исследование медицинской карты ученика во времени.
Классификация моделей по способу представления Модели Материальные Абстрактные (нематериальные) Мысленные и вербальные Информационные
Материальные и абстрактные модели могут иметь один и тотже прототип и взаимно дополнять другдрга Материальные и абстрактные модели могут иметь один и тотже прототип и взаимно дополнять другдрга
Материальные модели имеют реальное вопложение Такие мдели могут отражать Такие мдели могут отражать Внешние свойства исходных объектов Внешние свойства исходных объектов Внутеннее устройство исходных объектов Внутеннее устройство исходных объектов Суть процессов и явлений, происходящих с объектами - оригиналами. Суть процессов и явлений, происходящих с объектами - оригиналами.
Абстрактные модели Эти модели нельзя потрогать они не имеют вещественного воплощения. Эти модели нельзя потрогать они не имеют вещественного воплощения. Основу таких моделей составляет информация, такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности Основу таких моделей составляет информация, такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности
Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий и умозаключений иногда в виде некоторого образа. Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий и умозаключений иногда в виде некоторого образа. Информационные модели – образы возникающие у разных людей как реакция на одни и те же объекты и явления, которые могут сильно различаться. Невозможно получить впечатление от музыкального произведения услышав не музыку,а рассказ о ней. Информационные модели – образы возникающие у разных людей как реакция на одни и те же объекты и явления, которые могут сильно различаться. Невозможно получить впечатление от музыкального произведения услышав не музыку,а рассказ о ней.
Информационные модели Знаковые модели Образные-знаковые модели
Источники: Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт- Петербург: Питер, Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт- Петербург: Питер, Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007 Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007 Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования, – Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования, – Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» – Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» – Пособие «Моделирование», – Пособие «Моделирование», –