Т-34(или тридцатьчетвёрка)-советский средний танк Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года.
Танк был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. в мире
Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.
Другой вариант Т-34/85 с вооружением, отличным от базового танка, выпускался серийно. Речь идет об огнеметном танке ОТ-34/85. Подобно его предшественнику - ОТ-34, на этой машине вместо курсового пулемета устанавливался автоматический поршневой танковый огнемет АТО-42 завода 222.
Танк Т-34 образца 1940 г. имел массу в 26,0 т., экипаж в 4 чел., броню толщиной до 45 мм. Отличительной особенностью танка был V-образный 12- циллиндровый дизельный силовой агрегат В-2-34 мощностью 500 л.с. (двигатель современного танка Т- 90С, В-46-1 мощностью 840 л.с. – прямой потомок В-2). Вооружение – 76,2 мм пушка Л-11 и 2 7,62 мм пулемета ДТ.
Завод «Красное Сормово» по плану до конца 1943 года должен был выпустить 100 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, однако первые боевые машины этого типа покинули его цеха только в начале января 1944-го, то есть фактически до официального принятия нового танка на вооружение.
В 5 часов утра 25 июня 1950 г. тридцатьчетверки 109-го танкового полка пересекли 38-ю параллель; началась Корейская война. Горный характер центральной части Корейского полуострова препятствовал использованию крупных масс танков, поэтому танковые полки действовали не в составе бригады, а придавались пехотным дивизиям. Главный удар наносился на Сеул.
У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 или ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа -МК-4. Командирскую панораму ПТК-5 изъяли. Позаботились и о двигателе: воздухоочистители «Циклон» заменили на более производительные типа «Мультициклон». Остальные агрегаты и системы танка изменений практически не претерпели.
Модернизированные таким образом машины стали именоваться Т-34/85 образца 1960 года. В 60-х годах танки оснастили более совершенными приборами ночного видения ТВН-2 и радиостанциями Р-123. В ходовой части установили опорные катки, заимствованные у танка Т-55.
Серийное производство Т-34/85 в Советском Союзе прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года).
В итоге: Всего танков Т-34/85 (с учетом выпущенных в Чехословакии и Польше) было изготовлено свыше 35 тысяч единиц, а если приплюсовать сюда танки Т-34 – 70 тысяч, что делает «тридцатьчетверку» самой массовой боевой машиной в мире.
Как это часто бывает на войне, боевая техника иногда несколько раз переходила из рук в руки. Весной 1945 г. 5-я гвардейская танковая бригада, воевавшая в составе 18-й армии на территории Чехословакии, захватила у немцев средний танк Т-34/85. Интересно отметить, что на тот момент материальная часть бригады состояла из легких танков Т-70, средних Т-34 и батальона трофейных венгерских танков. Захваченная машина стала первым танком Т-34/85 в этой бригаде.
Стоит отметить, что Т-34/85 применялся не только как танк, но и как транспортер пехоты. Поручни на корпусе позволяли пехотному "танковому десанту" передвигаться по полю боя на броне. Модификации включали огнеметный танк с установкой огнемета вместо лобового пулемета, самоходные артиллерийские установки СУ, танк-тральщик с Катковым минным тралом, мостовой танк. С поврежденных в бою танков снимали башни и использовали их в качестве ремонтно-эвакуационных машин, хотя реально они редко представляли собой что-либо большее, чем просто танковые тягачи.
В послевоенный период Т-34/85 выпускался в бывшей Чехословакии и в Польше. Боевые машины этого типа состояли на вооружении армий всех стран-участниц Варшавского Договора, а также еще 28 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. После Второй мировой войны Т-34/85 принимали участие в войне в Корее и Вьетнаме, в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и Мозамбике.
Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34/85 у танкистов. Немцы назвали Т-34/85 "лучшим танком в мире".