1 УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ЛИДЕРСТВО ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ АЛЬБОМ Академия менеджмента инноваций (институт) 1
2 Властные каналы коммуникации Властные каналы коммуникации Академия менеджмента инноваций (институт) Формальные каналы властиНеформальные каналы власти Власть принужденияВласть влияния Власть должностного положенияВласть компетенции Власть информации Власть авторитета Власть награждения 2
3 Академия менеджмента инноваций (институт) Академия менеджмента инноваций (институт) Сравнительная характеристика менеджеров и лидеров Сравнительная характеристика менеджеров и лидеров 3 Характеристика менеджераХарактеристика лидера АдминистрируетОсуществляет инновации Следует стереотипамОригинален ПоддерживаетРазвивает Ориентирован на систему и структуруОриентирован на людей Полагается на контрольДействует на основе доверия Рассматривает краткосрочную перспективу Рассматривает долгосрочную перспективу Оглядывается назадСмотрит в перспективу ПодражаетСоздает
4 Академия менеджмента инноваций (институт) Академия менеджмента инноваций (институт) Анализ подходов к изучению лидерства (ч. 1) Анализ подходов к изучению лидерства (ч. 1) 4 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Анализ лидерства через изучение личных качеств лидера 1ПОТЕНЦИАЛ 2СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗВИТИЮ 3ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 4УЧАСТИЕ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ 5СТАТУС 6СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ
5 Академия менеджмента инноваций (институт) Академия менеджмента инноваций (институт) Анализ подходов к изучению лидерства (ч. 2) Анализ подходов к изучению лидерства (ч. 2) 5 ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД Изучается поведение лидера, оказывающего помощь коллективу в достижении цели 1 Поведение лидера при принятии решения: ДЕСПОТИЧНОЕ ЛИДЕРСТВО; ДЕМОКРАТИЧНОЕ ЛИДЕРСТВО; НОМИНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО 2 Поведение лидера, направленного на достижение целей и организацию внутригруппового взаимодействия: УЧЕТ МНЕНИЙ; СТРУКТУРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 Лидерство через анализ внимания к производству и внимания к людям: «РЕШЕТКА ЛИДЕРСТВА» БЛЕЙКА - МОУТОНА
6 Академия менеджмента инноваций (институт) Академия менеджмента инноваций (институт) Анализ подходов к изучению лидерства (ч. 3) 6 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД Лидерство, как процесс развития отношений между лидером и подчиненными 1 Теория трансформирующего лидерства 2Теория вертикальной парной связи
7 Академия менеджмента инноваций (институт) Академия менеджмента инноваций (институт) Анализ подходов к изучению лидерства (ч.4) Анализ подходов к изучению лидерства (ч.4) 7 СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД Лидерство – функция ситуации 1 Модель случайного лидерства Фидлера – эффективность лидерства зависят от ситуации, благоприятность которой определяется: отношениями лидер – члены группы ; структурированностью задач; объемом полномочий лидера 2 Модель Херши – Бланшарда - основана на двух типах поведения: «направленность на задачу» и «направленность на отношения», учитывающих готовность (определяется способностью и желанием) подчиненных идти за лидером 3 Нормативная модель Врума - Йеттона – Яго: помогает решить проблему вовлечения подчиненных в процесс принятия решений
8 Решетка лидерства Блейка – Моутона (ч.1) ВЕРТИКАЛЬ – ВНИМАНИЕ К ПРОИЗВОДСТУ ГОРИЗОНТАЛЬ – ВНИМАНИЕ К ПРОИЗВОДСТВУ Академия менеджмента инноваций (институт)
9 Стили и типы лидерского поведения решетка Блейка – Моутона (ч.2) Академия менеджмента инноваций (институт) Верхняя левая диагональ Правая верхняя диагональ 9.1«Управление по методу загородного клуба», демократ 9.9«Групповое управление», организатор 8.2Коллективист8.8Деловой тип 7.3«Свой парень»7.7Компетентный 6.4Соглашатель6.6Соглашатель Левая нижняя диагональ Правая нижняя диагональ 1.1«Обедненное управление», пессимист1.9«Авторитарность», диктатор 2.2Либеральный тип2.8Авторитарный тип 3.3Невмешивающийся3.7Директивный тип 4.4Соглашатель4.6Соглашатель
10 СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА ФИДЛЕРА (ч. 1) Анализ благоприятности ситуации Академия менеджмента инноваций (институт) ОЧЕНЬ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯБЛАГОПРИЯТНАЯ ОЧЕНЬ БЛАГОПРИЯТНАЯ min ДОВЕРИЕ max min СЛОЖНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ max Min ПОЛНОМОЧИЯ max
11 Кривая эффективности лидерства (модель Фидлера ч.2) По горизонтали (слева – направо): благоприятность ситуации (очень неблагоприятная, неблагоприятная, благоприятная, очень благоприятная) По вертикали (от центра: вверх – ориентация на задание, вниз – ориентация на человеческие отношения Академия менеджмента инноваций (институт)
12 СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА ХЕРШИ – БЛАНШАРДА (ч. 1) Академия менеджмента инноваций (институт) max Ориентация на задачу: предоставление директивы min min Ориентация на общение : обеспечьте поддержку max S1 Стиль инструктирования Высокая директивность, низкая степень общения S4 Стиль делегирования Низкая директивность, низкая степень общения S2 Стиль поддержки Высокая директивность, высокая степень общения S3 Стиль привлечения Низкая директивность, высокая степень общения min Готовность исполнителей max
13 СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА ХЕРШИ – БЛАНШАРДА (ч. 2) Академия менеджмента инноваций (институт) Готовность подчиненных пойти за лидером складывается из их СПОСОБНОСТИ и ЖЕЛАНИЯ СПОСОБНОСТЬ ( готовность к работе) – ОБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, включает: ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, ЗНАНИЯ И НЕОБХОДИМЫЙ ОПЫТ min max ЖЕЛАНИЕ ( психологическая готовность) – СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, включает: ЕДИНСТВО УВЕРЕННОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ И ПОЛЕЗНОСТИ РАБОТЫ min max
14 СИТУАЦИОННАЯ НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА ВРУМА – ЙЕТТОНА – ЯГО (5 СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА) Академия менеджмента инноваций (институт) АВТОРИТАРНЫЙ стиль (АI) Лидер принимает решение единолично, используя имеющуюся у него информацию АВТОРИТАРНО – КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ стиль (АII) Лидер получает необходимую информацию от подчиненных, обдумывает ее и сам принимает решение КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ стиль (СI) Лидер беседует индивидуально с каждым подчиненным по поводу возникшей проблемы, но решение принимает единолично КОНСУЛЬТАТИВНО – КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ стиль (СII) Лидер проводит групповые беседы по вопросам принятия решения, однако в заключение действует единолично КОЛЛЕКТИВНЫЙ стиль (GII) Лидер обсуждает с подчиненными возникшую проблему, решения принимает вся группа