АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Т.В.Соколова О.В.Проскурня
Понятие деятельности Деятельность - специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
Структура педагогической деятельности
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Индивидуальность §Индивидуальность дается при рождении §Индивидуальность дается могущественными силами (бог, звезды, природа и др.) §Эти силы хорошо относятся к людям, иначе они нас уничтожили бы §Ребенок рождается хорошим, его не надо перевоспитывать: «Воспитание только портит человека» (Л.Н.Толстой)
СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ §Ж.Ж.Руссо «Эмиль, или о воспитании», «Гертруда» (не реализована): принципы природосообразности и свободного воспитания §Л.Н.Толстой - Яснополянская школа для крестьянских детей §М.Монтессори - учет сенситивных периодов развития ребенка §Вальдорфская педагогика - учет возрастных и индивидуальных особенностей
ВЫПУСКНИК СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ §Свободен, самодостаточен, имеет собственное мнение, умеет его отстаивать и руководствоваться им в жизни и деятельности §не имеет систематических знаний §не умеет подчиняться и подчинять §«свободные» профессии» - художник, музыкант, композитор и пр., в которых главное - выражение собственного «Я» §политик, менеджер §служащий, если «сломает» себя и научиться подчиняться §иначе - «низ» социальной лестницы
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ИДЕАЛ §Идеал - представление, образ совершенного человека, обладающего определенной совокупностью черт и качеств личности. §Идеал задается обществом, определяется социально-экономическими условиями §Идеал - внешнее образование по отношению к ребенку
ИДЕАЛ §До 1917 г. - религиозный §1961 г. - социалистический («моральный кодекс строителя коммунизма») §1980-е гг. - всесторонне развитой личности (интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое совершенство) §сейчас - идеал общества демократических рыночных отношений ??
Выпускник системы формирования §Хорошо приспособлен к жизни в обществе определенного идеала §имеет систематическое образование §при изменении общества трудно приспосабливается к новым условиям («потерянное поколение»)
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
§ЛОО - это глубоко мотивированное образование, при котором ребенок личностно принял общественный идеал и сам хочет ему следовать §исчезает потребность в насилии со стороны педагогов §реализуется в стабильных обществах, в которых на идеал «работают» государство, общество, семья, средства массовой информации и пр.
ИДЕАЛ ОБЩЕСТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ