Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Виды адаптации: Адаптация БиологическаяФизиологическая Социально- психологическая
Проблемы преемственности Отсутствие механизма согласования целей и задач обучения по ступеням. Отсутствие механизма согласования целей и задач обучения по ступеням. Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума. Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума. Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода. Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности. Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием. Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием.
Создаваемые условия для адаптации выпускников: Педагогические Педагогические Психологические Психологические Коррекционно-профилактические Коррекционно-профилактические
Фазы развития подросткового возраста Негативная младший подростковый Негативная младший подростковый возраст; возраст; Позитивная старший подростковый Позитивная старший подростковый возраст. возраст.
Возрастные особенности: «чувство взрослости» склонность к фантазированию стремление экспериментировать
Факторы тревожности по методике Филлипса Общая тревожность в школе Общая тревожность в школе Переживания сильного стресса Переживания сильного стресса Фрустрация в достижении успеха Фрустрация в достижении успеха Страх самовыражения Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх ситуации проверки знаний Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Проблемы и страхи в отношениях с учителями
Психологические условия: посещение уроков, наблюдение за детьми. По итогам посещений- обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей и трудностей детей. Проведение диагностико-развивающих мероприятий ( январь- февраль) посещение уроков, наблюдение за детьми. По итогам посещений- обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей и трудностей детей. Проведение диагностико-развивающих мероприятий ( январь- февраль) проведение психолого-педагогической диагностики и обработка результатов. Подготовка данных диагностики к консилиуму (март- апрель) проведение психолого-педагогической диагностики и обработка результатов. Подготовка данных диагностики к консилиуму (март- апрель) разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка материала (март-апрель) разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка материала (март-апрель) проведение игры с учащимися « Впереди у нас - пятый класс» проведение игры с учащимися « Впереди у нас - пятый класс» участие в родительском собрании, знакомство с результатами диагностик выпускников и планов дальнейшей работы по переходу в среднее звено, проведение родительского лектория на темы: «Что следует ждать от пятого класса и как к этому подготовиться», «Школьная дезадаптация причины и следствия» участие в родительском собрании, знакомство с результатами диагностик выпускников и планов дальнейшей работы по переходу в среднее звено, проведение родительского лектория на темы: «Что следует ждать от пятого класса и как к этому подготовиться», «Школьная дезадаптация причины и следствия»
Педагогические условия: знакомство с программой обучения, государственными стандартами и учебными средствами по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в среднюю школу знакомство с программой обучения, государственными стандартами и учебными средствами по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в среднюю школу посещение уроков в выпускных классах учителями предметниками с целью знакомства с учебно-дисциплинарными требованиями учителей начальной школы и уровнем подготовки выпускников посещение уроков в выпускных классах учителями предметниками с целью знакомства с учебно-дисциплинарными требованиями учителей начальной школы и уровнем подготовки выпускников подбор оптимальных форм и методов обучения в период адаптации подбор оптимальных форм и методов обучения в период адаптации гуманистическая направленность контрольно-оценочной деятельности в адаптационный период гуманистическая направленность контрольно-оценочной деятельности в адаптационный период
Цели и результаты адаптационного периода Начальная школа Среднее звено приоритеты формирование учебной деятельности; формирование учебной деятельности; сохранение индивидуальности ребенка сохранение индивидуальности ребенка благоприятная адаптация; благоприятная адаптация; развитие учебной самостоятельности; развитие учебной самостоятельности; самореализация; самореализация; методы «щадящая»контрольно -оценочная деятельность; «щадящая»контрольно -оценочная деятельность; формирование классного коллектива как учебного сообщества; формирование классного коллектива как учебного сообщества; контрольно- оценочная самостоятельность; контрольно- оценочная самостоятельность; переход от коллективных форм к индивидуальным; переход от коллективных форм к индивидуальным; развитие рефлексивных умений; развитие рефлексивных умений; результат сформированность ОУУН сформированность ОУУН сохранение и повышение учебной мотивации сохранение и повышение учебной мотивации
Коррекционно-профилактические условия : Управленческий аспект -своевременное назначение классных руководителей и учителей предметников; -разработка программы адаптации Воспитательный аспект -разработка модели «запуска» пятиклассников; -организация КТД в классе; -организация игр для активного взаимодействия в классе и параллели; -организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся
Роль участников образовательного процесса в адаптации выпускников начальной школы в среднем звене Завуч Получает информацию Анализирует информацию Корректирует действия Психолог Психологические наблюдения Консультирование педагогов и родителей Корректировка действий учащихся, родителей, педагогов Классный руководитель Получает информацию от участников образовательног о процесса и сообщает ее для анализа Учащиеся и родители Получают информацию Консультируются психологом, учителями предметниками Корректируют свои действия Учителя- предметники Передают информа- цию классному руко-водителю, психологу, завучу Получают консульта-ции Корректируют свои действия