Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903
Писатель затрагивает не только социальные, но и философские проблемы Многоконфликтность (три типа конфликта) В основе драматургического конфликта лежит не событийная острота, а столкновение точек зрения различных персонажей Многие реплики персонажей имеют подтекст Основу сюжета составляют не события, а реплики персонажей Использование повторяющихся эпизодов Разобщенность героев подчеркивается организацией сценического пространства. М. Горький. Художник В. Серов.
«Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?.. Как горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…» М. Горький М. Горький. Художник М. Бегас.
Выявите позиции героев в споре о лжи и правде. Какие из них являются антагонистическими? Чем ложь Луки отличается от лжи Костылева? Лука И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра. 1902
Как на этот вопрос отвечают герои пьесы? Согласны ли вы с мнением Сатина: «Человек может верить и не верить… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он свободен»? Сатин Е. Говинд. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Верите ли вы словам Клеща: «Какие они люди!.. Я - рабочий человек…мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу срежу, а вылезу…»? Акт I. Художник С. Гонков
Почему после ухода Луки из ночлежки все происходит не так, ка он обещал героям? Разделяете ли в мнение исследователя о том, что в основе драмы лежит глубоко религиозная проблема? Понятие «дно» здесь имеет не только социальное, но и духовно- нравственное содержание. Обитатели ночлежки утратили веру в Бога, а значит и утратили веру в себя, в сои внутренние возможности.(« Актер: Почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я»)
Почему в 4 действии возникает спор о Человеке? В чем его суть? Можно ли считать Луку и Сатина антагонистами? Докажите свою точку зрения. Акт IV. Художник С. Гонков.
До сих пор спорят о том, кто из героев- Лука или Сатин – положительны, а кто отрицательный персонаж. Как вы думаете, почему читатели и критики не могут прийти к однозначному выводу? Возможна ли однозначная оценка этих образов? Почему? Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 Лука И. Фальстрэм. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Как бы вы ответили на этот вопрос? Художник Д. Шмаринов. Лука – И. Москвин, Барон – В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.