Урок по русской литературе 5 класс. Тема: Жанр басни в литературе. Тема: Жанр басни в литературе. Цели урока: знакомство с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни, развитие умения понимать мораль басни. Цели урока: знакомство с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни, развитие умения понимать мораль басни.
План урока: План урока: 1. Опрос. 1. Опрос. 2. Сообщение учащихся о баснописцах прошлого. 2. Сообщение учащихся о баснописцах прошлого. 3. Сложение басни. 3. Сложение басни. 4. Физкультминутка. 4. Физкультминутка. 5. Узнать басню по морали. 5. Узнать басню по морали. 6. Назвать человеческие качества. 6. Назвать человеческие качества. 7. Инсценирование басни Крылова «Квартет». 7. Инсценирование басни Крылова «Квартет». 8. Домашнее задание. Попробуем написать басню. 8. Домашнее задание. Попробуем написать басню. 9. Итоги урока. 9. Итоги урока.
1. Опрос. 1. Опрос. - Что такое олицетворение? - Что такое олицетворение? - Что такое аллегория? - Что такое аллегория? - Что такое мораль? - Что такое мораль? - Что такое басня? - Что такое басня?
2. Сообщение учащихся о баснописцах прошлого. - античность: Эзоп, Федр - античность: Эзоп, Федр - французские: Лафонтен, Буало - французские: Лафонтен, Буало - русские: А. Сумароков, И. Хемницер, - русские: А. Сумароков, И. Хемницер, И.А. Крылов, С.Михалков, И.А. Крылов, С.Михалков, Д.Бедный. Д.Бедный.
А.П. Сумароков
С. В. Михалков
И. А. Крылов
3. Сложение басни. Попал на псарню. Попал на псарню. Волк, думая залезть в овчарню, Волк, думая залезть в овчарню, Почуя серого так близко забияку, Почуя серого так близко забияку, Поднялся вдруг весь псарный двор- Поднялся вдруг весь псарный двор- Псари кричат: « Ахти, ребята, вор!»- Псари кричат: « Ахти, ребята, вор!»- Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; В минуту псарня стала адом. В минуту псарня стала адом. И вмиг ворота на запор; И вмиг ворота на запор; Бегут: иной с ружьём, Бегут: иной с ружьём, иной с дубьём. иной с дубьём.
Волк на псарне
Узнать басню по морали: Когда в товарищах со- Когда в товарищах со- гласья нет, на лад их дело не пойдет и выйдет дело не пойдет и выйдет из него не дело, только мука.
Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; но если помолчать вовремя не умеешь и ближнего ушей ты не жалеешь, то ведай, что твои и проза, и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире.
Невежда также в ослепленье Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, бранит науки и ученье, и все ученые труды, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Какие человеческие качества обозначают в баснях эти животные? Осел Осел Свинья Свинья Лиса Лиса Заяц Заяц Волк Волк Ворона Ворона Вывод: Вывод:
Инсценирование басни «Квартет»
7.Домашнее задание: попробуем сочинить басню. 8. Итоги урока. 8. Итоги урока.
Кто не слыхал его живого слова? Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные слова Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. ИСАКОВСКИЙ