Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся. Кузнецова Л.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 27
Кузнецова Людмила Александровна Курируемый класс: 2 класс Стаж работы в качестве классного руководителя: 22 года Учебный предмет: Учитель начальных классов Немного о себе: Образование высшее Специальность учитель начальных классов, педагог - психолог Стаж: общий стаж - 22 года Место работы: МОУ «СОШ 27» первая квалификационная категория
Каждый ученик – личность, и задача учителя – распознать, выявить, раскрыть и помочь реализовать его неповторимо – индивидуальные способности.
Цель воспитательного процесса: создание условий для гармоничного развития личности, способной адаптироваться к современным условиям общества.
Задачи формирование нравственности; развитие способности к интеллектуальному и эмоциональному самовыражению младшего школьника; раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка; развитие потребностей в здоровом образе жизни; формирование бережного отношения к окружающей среде; формирование дружного коллектива с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка; формирование гуманистической основы взаимодействия личности и общества.
Принципы воспитательного процесса Принцип открытости Принцип привлекательности дела Принцип деятельности Принцип свободы участия Принцип сотворчества Принцип успешности Принцип обратной связи
Психолого-педагогическая диагностика Одно из направлений воспитательной работы, которое помогает решать задачи духовного развития личности школьника.
Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся Изучение нравственных ценностей семьи учащегося в проекте «Семейная книга»; Изучение интересов, увлечений, мечтаний ребёнка о будущем в проекте «Звезда недели»; Методика «Герб коллектива»; Изучение уровня воспитанности учащихся (методика Капустина Н.П.); Тест «Цветок настроения»; Исследование жизненных мотивов личности с помощью анкетирования.
Проект «Семейная книга» Рубрики: 1. Рисунок «Моя семья» 2. Словарик семьи 3. Генеалогическое дерево 4. Памятные даты 5. Мой дом 6. Общие семейные правила
«Семейная книга»
Проект «Звезда недели» Рубрики: 1. Я рисую 2. Я умею 3. Я люблю 4. Я мечтаю 5. Я хочу научиться 6. Когда я стану взрослым 7. Мои друзья
Проект «Звезда недели»
Определение понимания учащимися направленности коллектива и уровня его сплочённости (методика «Герб коллектива») Определение понимания учащимися направленности коллектива и уровня его сплочённости (методика «Герб коллектива») На первом этапе каждый учащийся должен изобразить на альбомном листке свою эмблему. Учитель отмечает какую форму выбрал каждый из учащихся. Круг – символ гармонии. Ребёнок искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Квадрат – неутомимый труженик. Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Прямоугольник – символизирует состояние перехода и изменения. Ребёнок неудовлетворён тем образом жизни, который ведёт сейчас. Занят поиском лучшего положения.
Эмблемы учащихся 2 класса «Б»
Коллективная работа «Герб класса» Из различных символов учащиеся составляют герб класса. Выбирается лучший. К нему добавляются символы, которых по мнению ребят не достаёт. Окончательный вариант помещается в уголке класса.
Изучение уровня воспитанности учащихся (методика Капустина Н.П.) (методика Капустина Н.П.) Оценивается 6 качеств личности 1.Любознательность 2. Трудолюбие 3. Бережное отношение к природе 4. Отношение к школе 5. Красивое в жизни школьника Учащиеся выставляют отметку себе. Затем её ставит классный руководитель. По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок, которые затем складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. 5-4,5 - высокий уровень 4,4-4 - хороший уровень 3,9-2,9 - средний уровень 2,8-2 - низкий уровень
Изучение эмоционального состояния учащихся (тест «Цветок настроения») Ученикам предлагается выбрать карточку такого цвета, который, соответствует их теперешнему состоянию, настроению. Красный – восторг Оранжевый – радость Синий – беспокойство Фиолетовый – тревога Зелёный – спокойствие Желтый – удовольствие Чёрное - мрачное
направленность На себя (НС ) На взаимодействие (ВД) На задачу (НЗ) 1. А 6.А 2. С 7.С 3. В 8.А 4. В 9.А 5. А 10.А 1.В 6. В 2. А 7. А 2. А 7. А 3. С 8. С 4. А 9. В 4. А 9. В 5. В 10. С 1.С 6.С 2. В 7.В 2. В 7.В 3. А 8.В 3. А 8.В 4. С 9.С 5. С 10.В 5. С 10.В Изучение направленности личности школьника, характера его ценностей ( анкета) Учащимся предлагается выбрать вариант ответа. Ключ к анкете:
Уровень направленности личности учащихся 2 класса «Б»
Перечисленные методики позволили получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и уровне сплочённости классного коллектива.. Результаты диагностики используются при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Выводы
Спасибо за внимание !