Презентация к уроку русского языка в 9 классе Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными(придато чные места) Автор: Сумина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2» г. Мегиона ХМАО-Югры
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Придаточное места
Цели урока: Повторить признаки СПП с различными видами придаточных; формировать знания об отличительных признаках придаточных места(строение, средства связи, положение в СПП); формировать умение опознавать СПП с придаточными места среди других СПП; формировать умение анализировать СПП, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными места.
Девиз урока: «Навстречу прекрасному!» Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский
Повторим, вспомним… Графический диктант СПП с придаточными …………… СПП с придаточными …………. Средства связи Сущ. Средства связи глагол
« Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…» Д.С.Лихачёв
Придаточные обстоятельственные Почему они так называются -обстоятельственные ? Придаточные обстоятельственн ые УступкиУсловия Цели Причины Сравнения Меры и степени Образа действия времени места следствия
Разговор о главном… Почему придаточные места так называются? На какие вопросы отвечают? Какое положение в СПП могут занимать? К чему в главной части относятся? Чем присоединяются к главному?
Наши исследования… Где? Куда? Откуда? Обозначают место действия, о котором сообщается в главной части. Может стоять после определяемого слова и перед определяемым словом Относятся к одному слову в главной части- указательному слову (там, туда, оттуда),глаголу, наречию Присоединяется при помощи союзов, союзных слов где, куда, откуда
Обобщим… Как определить вид придаточного? 1.Задать от главной части вопрос. 2.Определить, от какой части речи зависит. 3.Выяснить средство связи. 4.Установить смысловую связь между частями. 5.Сделать вывод.
Попробуем сами… (моделирование) указ слово…,(где…, куда…,откуда…) Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Я стал всматриваться. Над водой, чуть подёрнутой рябью, кружила стая чаек. Я пристально вглядывался в кромешную тьму. Доносились осторожные всплески воды. Всюду тянулась без конца бурая, невесёлая равнина. Не взглянешь. Не обращаю взор. Везде синеет мрачный бор. Там растут розы. Растут и шипы. Река меньше шумит. Она становится глубже.
Обобщим… Продолжи фразу: Придаточные места отвечают …. обозначают ……….Зависят от….. К главной части присоединяются …. Придаточные места могут занимать…………
Надо подумать! Ты знаешь край, где всё обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишнёвых рощах тонут хутора. Я не знаю, где граница Между севером и югом; Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом. Скоро там, где спят купавы, Где туманны небеса, На серебряные травы Ляжет медленно роса. где