Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница Древнего Египта. Археологами установлено, что в III – IV тыс. до н.э. в долине реки Инд на северо – западе полуострова Индостан существовала цивилизация, названная хараппской. Именно от неё и берёт начало индийская культура. В своём развитии культура Индии прошла такие периоды: 1.Ведический (II – I тыс. до н.э.) 2.Средневековый: Р анее средневековье- VII – XII века(доисламский период) П озднее средневековье - XIII – XVIII века
Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религии – буддизма. Её рождение связано с явлением отшельничества, распространённого в Индии испокон веков. Отшельники, покинувшие свои дома в поисках смысла жизни, были очень почитаемы. С ухода от мира началось духовное восхождение юноши знатного рода, которого называли «Шакьямуни» или «Шакийский отшельник». На 30 году жизни его ум озарился полным знанием. Он увидел всеобщую связь явлений зримого и невидимого. Он постиг истину: существует человеческая жизнь, полная страданий, и этому есть причины, поняв которые можно достичь освобождения. Отныне он стал Буддой – Просветлённым. Он учил людей, что отсутствие ненависти, непричинение зла, честный и чистый образ жизни, самовоспитание и медитация – всё это принесёт нирвану- достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть. Утверждение равенства всех людей перед лицом смерти и страданий, проповедь ненасилия, конкретные указания способов достижения полного счастья способствовали быстрому распространению буддизма как в самой Индии, так и др. странах Востока: Китае, Японии, Индонезии, Вьетнаме и в Средней Азии. Официальной религией буддизм становится при царе Ашоке, сумевшем объединить весь Индостан в гигантскую империю.
АРХИТЕКТУРА Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры
СТУПА В САНЧИ Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру. Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень ось мира. Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена. В ее углах украшенные резьбой и скульптурами столбы. Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – мемориальные сооружения, в которых хранились останки Будды.
В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы чайтьи. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа. При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации.Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы – ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри) Чайтья в Карли
Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)
Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе мужское и женское.
Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания имеют вид глиняного сосуда для воды, а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур, сидящих на спинах коленопреклоненных слонов.
В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии возникло государство Кушан, основанное пришельцами из Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри. Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом, находящегося в состоянии вечного покоя. К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются образа прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхисаттв.
Период правления династии Гуптов ( IV – V вв.) – последний взлёт в развитии культуры Древней Индии, её « золотой век». Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов, стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.
Средневековый период Состоит из доисламского и исламского периодов развития. В эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое. Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств, правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций. Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое. Возрождается брахманизм, но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования ( почитание священных животных),перерождение душ ( санатра) и представления о законе воздаяния( карма). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРОЗДАНИИ ВОПЛОТИЛИСЬ В НАЗЕМНЫХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСАХ. храм Парашурамешвара в храм Махабодхи в Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, XIII в.
ХРАМ КАЙЛАСАНАТХА В ЭЛЛОРЕ ( ЭЛЛУРЕ) Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.
В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние древнего скального зодчества. Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые культу Шивы. Но уже в VIIIвек в архитектуре звучат черты другого стиля, символизирующего религиозную концепцию мироздания. Храм Шивы.Махабалипурама Храм Кандарья Махадева
Храм Кандарья Махадева ( интерьер)
НОВЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА – ШИВА (РАЗРУШИТЕЛЬ), БРАХМА(ТВОРЕЦ МИРА), ВИШНУ-(ОХРАНИТЕЛЬ). Статуя Шивы из храма ГуддималамБог Брахма Брахма из храма Сомнатхпура
Бог Шива с о. Элефант Бог Вишну
В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами, и на её территории образовалось исламское государство – Делийский султанат. С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо – исламский стиль, памятником которого является огромный минарет Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн, по – индийски богатых и нарядных.
В эпоху Великих Моголов (XVI – XVII века) мусульманское искусство испытало ещё более сильное влияние индийской культуры. Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал, созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана. В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке. Мавзолей Тадж - Махал
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ИНДИИ Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.
МУЗЫКА ИНДИИ Слово "сангит", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как "сведение воедино и выражение всего". Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Табла Вина. Ситар. Саранги
ТЕАТР ИНДИИ Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э. и его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата. Согласно легенде,бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям.Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение,игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать. Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии- санскрите и позволяют сделать вывод. Что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства. Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.
Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм,патетика,эротика,гнев,героика,ужас,нена висть.изумление)-должны были воплотить актёры. Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца. Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро-IIIтыс. До н.э.)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ : а)ступа в Санчи; б)храм Шивы в Махабалипураме; в)храм в Аджанте; г)храм в Карли; д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре. 1.Найдите соответствия: 1 7
2.КАКИХ БОГОВ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РЕПРОДУКЦИЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ?
3. Продолжите предложения: - Культура Индии представлена следующими периодами……….. - Культура Индии дала миру следующие религии…………… - Культура Индии подарила людям такие эпические и философские произведения ………………………
4.Ответьте на вопросы: -на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры? -почему самый первый период назван ведическим? -какие произведения эпоса были созданы в этот период? В чём их суть? - какие религии были сформированы в ведический период? -расскажите об особенностях этических и философских исканий ведического периода.
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, страной чудес. ВЫВОД :