«Созерцание сакуры» Образы и мотивы искусства Японии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многообразие и национальная самобытность культуры. Подготовила учитель технологии МОУ Рымникской СОШ Бугрова Татьяна Владимировна.
Advertisements

Искусство Страны восходящего солнца Цветы весной. Кукушка летом. Осенью луна. Чистый и холодный снег Зимой. Что останется после меня? Цветы весной, Цветы.
Японские Сады. Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением вселенной. Характерными элементами его композиции.
Икеба́на или икэбана(яп. или яп. икэбана, «икэ или икэрю» яп. жизнь, «бана или хана» яп. цветы, буквально «живые цветы») традиционное японское искусство.
ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ. Для справки…. Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни рассказывает нам о «золотом веке» человечества, когда.
Искусство икебаны Выполнила: Агеева Татьяна ученица 10 класса «Кувакинской СОШ» Преподаватель: Тренюшева Тамара Муратовна.
Культура Страны восходящего солнца. «Японская культура подобна напитку, который народ издавна готовит по собственным рецептам» В.В.Овчинников.
Искусство икебаны Выполнила: Стёпина Виктория ученица 11-А класса СОШ 4 г. Першотравенска.
Изучение темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» в 4 классе. Икебана Японский сад.
Икебана Одной из красивейших традиций Страны Восходящего Солнца - можно назвать древнее искусство икебаны. Японцы не зря считают его - национальной гордостью.
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой ЧАСТЬ 4.
Философия прекрасного. Сад. Япония: часть-3. Основой основ японского сада являются камни. Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной.
Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Мстерская СОШ» Юсова Ирина Викторовна.
Виды японского сада Автор : Сидоров А. 10 « А » класс.
Япония – Страна восходящего солнца, страна 4000 островов.
Традиции и обычаи Японии.. Население Японии (125 млн. человек) 99,4% японцы, а также корейцы, айны и некоторые другие. Государственный язык японский.
Япония Сакура - символ Японии Токио - Столица Японии.
Икебана - искусство составления букета (аранжировка цветов). В переводе на русский язык дословно означает живые цветы (ике - жизнь, хана/бана - цветы).
Человек и Природа главная тема искусства Востока.
Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
Транксрипт:

«Созерцание сакуры» Образы и мотивы искусства Японии

Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве Вселенной. Корнями гнездится глубоко в земле, Вершиной восходит к высокой скале, Зеленые ветви уводит широко В безмерную синюю даль. К. Бальмонт

Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа? Древо жизни в мусульманстве Древо жизни в Ассирии Древо жизни в Индии Древо жизни у славянских народов Древо жизни Германских народов Древо жизни в Скандинавских странах

В чем проявляется единство и многообразие культур? Человечество - смешанный лес, так что нечего хвою топорщить или листья презрительно морщить: все равны под покровом небес... Пререканья и разноголосье не смолкает ещё до сих пор. Получается всё-таки хор. Мы шумим, но как в поле колосья... Б. Слуцкий Единство культур Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа Многообразие культур Многообразие культур проявляется в создании своей оригинальной и своеобразной культуру, в которой нашли отражение природные условия жизни, нравы, обычаи и традиции данного народа.

Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония

У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания другими народами

Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и первозданное.

Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.

Цветы - весной Кукушка - летом. Осенью - луна Чистый и холодный снег - Зимой. Что останется после меня? Цветы - весной, Кукушка - в горах, Осенью - листья клена. Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену ( )

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.

Чайная церемония В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.

Представьте себя гостем и участником чайной церемонии В Японию чай попал в VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.

Это было связано с деятельностью священника Эйсая ( ). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн- буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV- XV вв. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко ( ).

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини- спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение. Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.

Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов. Японские сады

Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.

Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.

Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле оказывается условной. Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана.

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде Если камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Янь, то вода олицетворяет - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь.

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.

Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода и деревья дарят нам понимание гармонии мира

Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Искусство икэбане

В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.

Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия. Символичен также выбор растений и цветов. Сосна и роза означают долголетие, бамбук - мир и процветание, хризантема и орхидея - радость, магнолия - духовную чистоту.

Проверь себя: ? Когда попал чай в Японию VIII век XI век ? Где формировалась философия искусства питья чая Чайные состязания знати Выбор лучших сортов чая «Чайными собраниями» горожан и крестьян ? В чем заключается смысл чайной церемонии Стремление к созерцанию

Виды японского сада Сад Воды Сад Камней Символизирует Положительную мужскую силу Янь Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь

? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане земля вода солнце небо цветок человек

- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное, как ветка сакуры в саду. Итог урока: Искусство Японии

? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане и в садово- парковом искусстве? Домашние задание: Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии: Традиционный японский дом Сумо Кимоно Театр Но Самураи