Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. « Автопортрет » ( около ). Библиотека, Турин.
Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция.), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.
Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
В росписи « Тайная вечеря » высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» годы. Живопись на стене трапезной в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (« Джоконда », около 1503).
Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы ( записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов ).
Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. Андреа Верроккио. Мадонна с младенцем годы. Метрополитен-музей в Нью- Йорке.
В ранних произведениях ( голова ангела в « Крещении » Верроккьо ( сверху ), после 1470, « Благовещение », около 1474, оба в Уффици, « Мадонна Бенуа »( снизу ), около 1478, Эрмитаж ) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
В « Поклонении волхвов » ( , не закончена ; подмалевок в Уффици ) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях ( итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники ), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица ( прибегая порой к гротеску и карикатуре ), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Леонардо да Винчи. Этюды женских голов для утраченной «Стоящей Леды» (около 1509). Виндзор, Королевская библиотека.
Леонардо да Винчи. Этюд «Женские руки и карикатурный набросок мужской головы» (серебряный карандаш и белила на грунтованной бумаге). Королевская библиотека, Виндзор. Этюд был написан в 1490-х годах и является наброском для «Портрета Джиневры деи Бенчи»(снизу), хранящегося в Вашингтонской национальной галерее.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро ( с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро ; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась ( разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.
На этот период приходится творческий расцвет Леонардо - живописца. В « Мадонне в скалах » ( , Лувр ; второй вариант , Национальная галерея, Лондон ) излюбленная мастером тончайшая светотень (« сфумато ») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам : это в равной мере и божественно - человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.