Подготовил студент гр.ДУ-07 Князева О.А.
Понятие и особенности художественного стиля речи Свойства художественного стиля речи Тропы и стилистические фигуры Этапы анализа художественного текста
Художественный стиль функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.художественной литературе Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.искусстваязыка
Сфера употребления данного стиля речи: Язык писателя Стиль литературного направления Задачи речи: Эстетическая Создание художественных, поэтичных образов Эмоциональность воздействия на человека, на его мысли и чувства экспрессивность
Признаки(общие): - Образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность - Широкое использование тропов(изобразительно- выразительных средств) - Использование средств других стилей (особенно разговорного)
Лексические особенности: 1.Средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др. 2.Лексика публицистического стиля 3.Диалектная лексика 4.Слова высокого стиля 5.Профессионально-деловые обороты речи
Синтаксические особенности: 1.Использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций; 2.Диалог, обращения, 3.Прямая речь;
Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль – ключ к душе человека
Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Ирония Олицетворение Аллегория Перифраз Риторическое обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Антитеза Оксюморон Градация Эллипсис Умолчание Парцелляция
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)
Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. Солнце русской поэзии – Пушкин Царь зверей - лев
Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)
такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин)
единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин)
повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)
противопоставление И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… (М.Цветаева)
соединение логически несовместимых понятий Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева)
группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин)
Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов)
расчленение конструкции Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Выразительное чтение текста Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста) Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка Выражение своего отношения к тексту