6 класс
Цель: Расширение знаний учащихся о справочной литературе. Обучение умению ею пользоваться. Задача: Научить самостоятельно добывать информацию в справочной литературе. Формы проведения: Беседа; Консультация;
Всему название дано – и зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, - означено словами. А. Шибаев
Словари: Словари заслужено называют спутниками цивилизации.
Словари – сокровищница национального языка. Много понятий ушло из жизни и только по словам мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы и стряпчие, ратники и т.д. Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. Как человек может получить информацию? (С помощью органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса).
Толковый словарь объясняет (толкует) значения слов и иллюстрирует их употребление. Виды словарей:
Орфографический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение, формы окончаний и т.д.
Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений.
Этимологический словарь объясняет происхождение различных слов.
Словарь иностранных слов содержит перечень слов и словосочетаний, заимствованных из других языков.
Орфоэпический словарь рассматривает произношение и ударение слов.
В одном из дошедших до нас папирусных свитков, составленном египтянином Имхотепом, говорится о страшной беде, постигшей египтян – небывалой засухи. Жители, доведенные до отчаяния отправились к мудрецу Имхотепу узнать, когда же разольется Нил. Автор текста подробно рассказывает, как он пошел в «Дом папируса» (библиотеку), где справлялся в «Душах Ра» (так египтяне называли священные книги), когда великая река подарит людям обильную влагу… Уже в те далекие времена были и библиотекари, и справочные книги. О справочниках египтяне говорили: «Эти книги делают людей умными, обучают невежду, помогая ему узнать все».
В России первыми справочными книгами были «азбуковники», там были статьи о старых городах, птицах, рыбах, звездах и т.д. Свое название книге от того, что слова рассматривались в алфавитном порядке «по азбуке», до нас дошли «азбуковники» 17 века.
Как пользоваться словарями? В справочниках представлены краткие сведения информационного, научного и прикладного характера. Расположение материала в словарях, справочниках по алфавитному принципу.
Энциклопедии:
Энциклопедии: От греч. (круг знаний). Первые энциклопедии появились в Китае и Древней Греции. В России появились в 13 веке. Материал расположен по определенной системе, для того чтобы можно было быстро найти статью по интересующему вопросу. В конце каждого тома есть справочный отдел, в котором дан список сокращений, приведены новые термины и литература по теме, приложения.
Энциклопедии бывают: Точными; Универсальными; Отраслевыми;
Детские энциклопедии: Издаются в России с 18 века. Переводная Детская энциклопедия Я.А. Коменского «Мир в картинках»; Выпущенная знаменитым русским книгоиздателем И.Д. Сытиным
Отличия: Основное отличие от взрослых энциклопедий: расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с классификацией областей научного знания, к каждой из которых посвящен отдельный том.
Структура энциклопедий: Предметный указатель – это перечень встречающихся в книге терминов или описаний предметов. Именной указатель – представляет собой расположенный перечень собственных имен, деятель, писателей и т.д. Расположение в указателях в алфавитном порядке.
Электронные энциклопедии и справочники. Видеоэнциклопедии.
Задание: 1.Мама прекрасно готовит ватрушки с творожной массой; 2.Кто такой инкогнито? 3.Объяснить значение: через пень колоду; 4.Найти недостающие буквы: Арх_тект_р, бесчу_ств_н_ый, возвыш_н_сть, зах_лус_ный, к_ртоф_ль. 5.Поставь правильно ударение: базилик, визави, коклюш, дворянин, газопровод.
Итог урока: 1.Назовите виды справочной литературы? 2.Что в них общего и чем они отличаются? Чему вы сегодня научились?! Для чего это нужно?!
Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса и пусть эти книги будут вашими кораблями в безбрежном океане знаний.
Выполнили: Библиотекари МОУ «СОШ 7» Дьякова Екатерина Павловна Костылева Екатерина Владимировна Пермский край г. Лысьва Март 2008