Анализ родословных Автор: Дубцова И.Н. учитель биологии МБОУ «Гимназия 42» г. Барнаула.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ родословной (генеалогический метод) учитель биологии И.И.Иванченко МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Advertisements

Генеалогический метод изучения человека Выполнила ученица 10 « б » класса ГАОУРТ ГЛРТ САГААН Айраана.
Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных Практическая работа.
Составление и анализ родословных Водопьянова Т.М. МОУ «СОШ 142»
Элективный курс: Медико-генетическая консультация Генеалогический метод Лекция 2 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 50» города Кургана Автор: Дерябина.
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных.
Генеалогический метод тема: «Методы изучения наследственности человека» Биология. 11 класс.
Генеалогический метод в генетике человека Генеалогический метод в генетике человека Емельянова К.10 класс Дегтярева О.11 класс Гайтрова Е.11 класс Филиппов.
Составление и анализ родословных МБОУ «СОШ 1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки Учитель биологии: Бушуева Е.С.
Работу выполнили Кузнецова Екатерина Соколова Светлана.
Автор проекта: учитель биологии I кв. категории МОУ «Аксубаевская средняя школа 2» Панюкова Надежда Николаевна.
Решение задач на составление и анализ родословных МОУ «Средняя общеобразовательная школа 86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района.
На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость.
Методы изучения генетики человека (С подробным раскрытием генеалогического метода) Выполнила ученица 10 «А» класса ученица 10 «А» класса МБОУ «СОШ 5» Ильичёва.
Тема урока :. Задачи урока: Рассмотреть особенности изучения генетики человека. Познакомиться с основными методами изучения генетики человека. Научиться.
Методы изучения генетики человека Учитель биологии 1 категории МОУ СОШ 1 МО «Барышский район» Филина Елена Валерьевна.
Урок-практикум « Решение задач на сцепленное с полом наследование» Автор: Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася.
Знакомство с последними научными достижениями в области генетики человека Консультативная помощь по запросу гражданина Иванова С. А. Оперативное решение.
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом Урок биологии в 9 классе Учитель МОУ Суходольская школа 2 Кирилова В.И.
Презентация по теме Генетика пола. Хромосомное определение пола У раздельнополых организмов соотношение полов составляет 1:1. Мужские и женские особи.
Транксрипт:

Анализ родословных Автор: Дубцова И.Н. учитель биологии МБОУ «Гимназия 42» г. Барнаула

Спектр применения генеалогического метода установление наследственного характера заболевания; определение типа наследования признака; оценка пенетрантности (вероятности проявления гена в фенотипе особи) гена; расшифровка механизмов взаимодействия генов.

Особое место генеалогический метод занимает в медико-генетическом консультировании, являясь подчас единственным: при уточнении природы заболевания; при постановке диагноза наследственного заболевания; при оценке прогноза заболевания; при расчете риска для потомства и др. Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей.

Генеалогический метод включает в себя следующие этапы: Составление родословной и ее графическое изображение; Генетический анализ полученных данных

Система условных обозначений 1234 Женщина Мужчина Обладатели признаков (или больные) Брак Пробанд Дети от одного брака Мертворожденные Разнояйцевые близнецы Однояйцевые близнецы Близкородствен- ный брак Умерли после рождения Брак мужчины с двумя женщинами

.. 5 Гетерозиготные носители Внебрачная дочь Общее количество детей без указания пола (или пол неизвестен)

Правила составления графического изображения родословной начинают родословную с пробанда (особи, на которую составляется родословная). Братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего; представители каждого поколения в родословной располагаются строго в один ряд; римскими цифрами обозначаются поколения: слева от родословной сверху вниз; арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно (под каждым представителем родственником). Таким образом, каждый член родословной имеет свой шифр, например II-3,III-6.

Первая задача при анализе родословной установление наследственного характера признака. Если в родословной встречается один и тот же признак (или болезнь) несколько раз, можно думать о его наследственной природе. После того как установлен наследственный характер признака или заболевания, необходимо установить тип наследования. Для этого используют принципы генетического анализа и различные статистические методы обработки данных, полученных из родословной. Точность анализа при этом будет зависеть от числа проанализированных поколений и количества персон в каждом поколении. Анализ родословной

Критерии аутосомно-доминантного типа наследования заболевание проявляется в каждом поколении без пропусков («вертикальный» тип); каждый ребенок от родителя, больного аутосомно- доминантным заболеванием, имеет 50%-ный риск унаследовать это заболевание; непораженные дети больных родителей свободны от мутантного гена и имеют здоровых детей; заболевание наследуется лицами мужского и женского пола одинаково часто и со сходной клинической картиной. Примеры: брахидактилия (или короткопалость), полидактилия (или многопалость), арахнодактилия, некоторые формы близорукости и другие признаки.

Критерии аутосомно-рецессивного типа наследования родители больного ребенка, как правило, здоровы и являются гетерозиготными носителями патологического аллеля; мальчики и девочки заболевают одинаково часто; повторный риск рождения ребенка с аутосомно- рецессивным заболеванием составляет 25%; «горизонтальное» распределение больных, т. е. пациенты чаще встречаются в пределах потомства одной родительской пары; увеличение частоты больных детей в родственных браках, причем, чем реже аутосомно-рецессивные заболевания, тем чаще больные происходят из кровнородственных браков; в браке двух пораженных родителей все дети больны. Примеры: наследование мягких прямых волос, курносого носа, светлых глаз, тонкой кожи и резус-отрицательной первой группа крови, фенилкетонурии, многих форм нарушения зрения и слуха и т.д.

Признаки Х-сцепленного рецессивного наследования заболевание встречается в основном у лиц мужского пола; признак (заболевание) передается от больного отца через его фенотипически здоровых дочерей половине внуков; заболевание никогда не передается от отца к сыну; в браке женщины-носительницы с больным мужчиной 50% дочерей будут больны, 50% дочерей будут носителями, 50% сыновей также будут больны, а 50% сыновей здоровые (при заболеваниях, не снижающих репродуктивную способность больных мужчин). Примеры: гемофилия, дальтонизм и другие.

Признаки Х-сцепленного доминантного типа наследования болезнь встречается у мужчин и женщин, но у женщин примерно в два раза чаще; больной мужчина передает мутантный аллель всем дочерям и не передает сыновьям, поскольку последние получают от отца У- хромосому; больные женщины передают мутантный аллель 50% своих детей независимо от пола; женщины в случае болезни страдают менее (они гетерозиготны), чем мужчины.