В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях. Все взаимоотношения делятся на 6 групп. Рассмотрим их на конкретных примерах: (щелкни любую группу) ++ ВЗАИМОПОЛЕЗНЫЕ +- ПОЛЕЗНОВРЕДНЫЕПОЛЕЗНОВРЕДНЫЕ +0 ПОЛЕЗНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ ПОЛЕЗНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ -0 ВРЕДНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ ВРЕДНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ -- ВЗАИМОВРЕДНЫЕ ВЗАИМОВРЕДНЫЕ 00 НЕЙТРАЛЬНЫЕ
++ Взаимополезные: Протокооперация (не обязательно совместное существование организмов) Пчелы питаясь пыльцой и нектаром растений опыляют их.
Мутуализм (обязательно совместное существование организмов) Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже бородавочника,а их взлет служит ему сигналом опасности.
Лишайникиэто тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Симбиоз(неразделимые связи организмов)
+-Полезновредные: Хищничество (один организм служит источником пищи для другого) Хищная птица поедает грызуна.
Паразитизм (один организм служит источником пищи и средой обитания для другого)
Паразитизм
+0 Полезнонейтральные (комменсализм) Нахлебничество (потребление остатков пищи хозяина) Рыбы-прилипалы, прикрепившись к акуле подбирают остатки пищи.
Сотрапезничество (потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса) Почвенные бактерии-сапрофиты перерабатывают органическую часть перегноя,растения минеральную
Квартиранство (использование одним организмом другого в качестве жилища или убежища) Усоногие рачки используют кита для быстрого передвижения
- 0 Вреднонейтральные (аменсализм ) Светолюбивые травы страдают от затенения деревьями, тогда как им это безразлично
-- ВЗАИМОВРЕДНЫЕ (КОНКУРЕНЦИЯ) Межвидовая (сопер ничество за одни и те же ресурсы между организмами разных видов) Разные виды птиц на водоеме.
конкуренция
Межвидовая конкуренция
Внутривидовая (соперничество за одни и те же ресурсы между организмами одного вида)
Назовите тип отношений Волк-заяц, корова - жук-навозник Волк-заяц, корова - жук-навозник Лесная мышь – желудь дуба, Лесная мышь – желудь дуба, Дятел – личинка короеда, шакал-лев, Дятел – личинка короеда, шакал-лев, Рыжая лесная полевка –лесная мышь, Рыжая лесная полевка –лесная мышь, Рыжий муравей – гусеница пяденицы, Рыжий муравей – гусеница пяденицы, Ондатра(водяная крыса) –полевка, Ондатра(водяная крыса) –полевка, Взрослая ель – проросток березы. Взрослая ель – проросток березы. Белый гриб – ель, Гриб-трутовик - береза Белый гриб – ель, Гриб-трутовик - береза
Назовите типы биотических отношений Назовите типы биотических отношений Гриб пеницилл – бактерии, Гриб пеницилл – бактерии, Кукуруза –бодяк полевой, Кукуруза –бодяк полевой, Человек – аскарида, карась – карп Человек – аскарида, карась – карп Волк –дождевой червь, Волк –дождевой червь, Стрекоза – муравей, стрекоза – муха, Стрекоза – муравей, стрекоза – муха, Пчела – липа, корова – человек Пчела – липа, корова – человек Лось – белка, божья коровка – тля, Лось – белка, божья коровка – тля, Человек – кишечная палочка, волк –-ворон, Человек – кишечная палочка, волк –-ворон, Человек – кровососущий комар, Человек – кровососущий комар, Рыба-прилипала – акула, пшеница – хомяк. Рыба-прилипала – акула, пшеница – хомяк.
Задача Задача Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Объясните почему ? Объясните почему ?
Задача. Задача. Как вы думаете, с какой целью при прогрессивной посадке деревьев в бедную почву грунт заражают специальными видами грибов? Поясните свой ответ. Как вы думаете, с какой целью при прогрессивной посадке деревьев в бедную почву грунт заражают специальными видами грибов? Поясните свой ответ.