Клиповое мышление, и как с ним бороться. Автор: Петрова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5»
В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Какими же должны стать современные уроки литературы? Это и стало целью моей работы.
Перед собой я поставила следующие задачи: Изучить уровень развития мышления и восприятия школьников 6-ого класса, их модели поведения, модели восприятия. Изменить учебный процесс таким образом, чтобы учебный процесс соответствовал восприятию учеников. Научить обучающихся мыслить таким образом, чтобы вместо серой посредственности в результате получились творческие люди. Составить типовые задания, которые соответствуют уровню восприятия учеников и работают на анализ произведения.
Концептуальная часть Что такое клиповое мышление? Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка».
достоинстванедостатки большая скорость обработки информации предпочтение нетекстовой, образной информации неспособность к восприятию длительной линейной информации, в том числе книжного текста ослабление чувства сопереживания, ответственности учитель сам стал подстраиваться под воспитанную им же аудиторию
Практическая часть Работа над темой в течение двух лет позволила мне сделать вывод о наличии клипового мышления у учащихся 6-ого класса. Это подтвердили тесты оценки внимания по методике Мюнстенберга, анализ мышления и уровня восприятия информации. 81% учащихся не могут концентрироваться на получаемой информации более 5 минут, 73% не умеют применять полученные знания, проводить аналогии, анализировать, обобщать.
Результаты диагностики «Определение ведущей модальности»
Результаты сравнительной диагностики.
Педагогическая мастерская Одной из технологий, опирающихся на фрагментированный материал и позволяющих глубоко воздействовать на восприятие ученика, является технология педагогических мастерских. Задача мастерской - вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.
Мною были апробированы следующие формы работы на уроках литературы: Презентация по биографии писателя теперь строится по следующему плану: семья, образование, деятельность, начало творческого пути, какие взгляды отразились в творчестве, интересный случай из жизни. Большинство учащихся кинестетики и визуалы. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать. Я предлагаю школьникам украшать письменные работы портретами писателя или сюжетными картинками. Презентация – продукт нового подхода к подаче материала на уроке. Короткие фразы, емкая информация, содержание ярких иллюстраций, проблемные вопросы помогают удержать внимание учащихся. Для работы с небольшим по объему произведением я использую технологию педагогических мастерских. Прием «раскрашивание» маркерами текста весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения.
Результаты Презентация стала не простой иллюстрацией фактов жизни писателя, а стала носить проблемную направленность. Ребята с большим интересом работают на уроках литературы. Активность на уроках высокая. Использование технологии педагогических мастерских помогает раскрыть перед детьми многогранный мир художественной литературы. На уроках успешно идет работа по анализу лирического произведения. Большой интерес ребята проявляют к исследовательской деятельности. Если в 6-ом классе исследовательских работ не было, то в 7-ом классе Картошкин Артем занял 1 место на городской научно-практической конференции, в этом году исследовательские работы готовят 5 учащихся.