В средние века театральные представления четко делились на ЦерковныеСветские Церковь стремилась разнообразить службу Крестьяне и рыцари устраивали театрализованные игры для развлечения
Литургическая драма Чаще всего она представлялась в церкви, где разыгрывались эпизоды Евангелия.
Постепенно в литургическую драму вводились: костюмы, бутафория, активная жестикуляция. Постепенно сформировались циклы театрализованных церковных служб. Например, в «Рождественский цикл» входили эпизоды: 1.Шествие пастухов; 2.Избиение младенцев; 3.Шествие пророков; 4.Шествие волхвов и поклонение их младенцу-Христу.
Вскоре представления перенесли на ступени перед храмом (паперть). Теперь актеры говорили не на латыни, а на местных наречиях, понятных зрителям. Появляются указания для актеров и устроителей спектаклей. «Рай должен быть устроен на возвышении. Вокруг него надо располагать шелковые драпировки на такой высоте, чтобы персонажи, находящиеся в раю, могли быть видны с плеч. В раю должны находиться пахучие цветы и зелень, в нем размещаются различные деревья с висящими плодами, дабы это место казалось очень привлекательным».
Зрителям очень нравились эпизоды с чудесами, которые скоро выделились в отдельные спектакли. Их называли мираклями (от лат. Miraculum – чудо).
На время ярмарки церковь объявляла «божий мир», прекращались междоусобицы. Город к этим дням приводили в образцовый порядок, усиливали стражу, зажигали дополнительные фонари, улицы выметали, с балконов вывешивали яркие полотнища. В ярмарочные дни на городской площади устраивали представление мистерий – больших массовых представлений на сюжеты Ветхого и Нового заветов.
Начиналась ярмарка большим утренним молебном и торжественным шествием городских старейшин и цеховых старшин, монахов и священников, масок и чудовищ. Над толпой несли огромное огнедышащее чучело дьявола, на повозках показывали библейские и евангельские сценки, огромный медведь играл на клавесине, св. Августин вышагивал на огромных ходулях. И все это шествовало на площадь, где начиналось представление мистерии.
Все эпизоды мистерии были заранее поделены между цехами. Эпизод с построением Ноева ковчега получали корабельщики, всемирный потоп доставался рыбакам и матросам, тайная вечеря – пекарям, омовение ног – водовозам, вознесение – портным, поклонение волхвов – ювелирам. Рыцарь в присутствии дамы надевает адский костюм
Мистерии, как и средневековые карнавалы, продолжались от пяти до сорока суток.
Огромное количество эпизодов мистерии организовывали тремя способами. 1. Декорации и актеры устаивались на повозках, которые возили среди зрителей.
2. Зрителей сажали в центре, а вокруг них на повозках или в беседках актеры играли разные эпизоды.
3. На городской площади свободно располагали беседки с актерами, а зрители ходили между ними, просматривая разные эпизоды действия.
Светский театр берет свое начало в календарных играх племен, населявших Европу. Чаще других разыгрывали «Борьбу Зимы и Весны» и «Майские игры». Пляска в честь торжества Весны.
Часто такие игры превращались в большие сельские представления. Битва Св. Георгия со змеем.
С X века по селам и между замками бродили гистрионы – странствующие актеры, прекрасно владевшие цирковым искусством.
Их называли жонглерами, шпильманами, мимами.
А вскоре и из церковных действ выделился особый вид светского спектакля – моралитэ. Это представление, где действуют не люди, а моральные понятия: Скупость, Храбрость, Смирение, Любовь…
Весь смысл моралитэ сводился к борьбе хороших черт характера с плохими. Персонажи имели поясняющие таблички и были соответственно одеты.
«Туманная масса хаоса изображалась человеком, закутанным в широкий серый плащ. Природа в ненастье покрывалась черной шалью, а при просветлении надевала накидку с золотыми кистями. Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок с золотом. Себялюбие носило перед собой зеркало и поминутно гляделось в него. Лесть гладила лисьим хвостом Глупость с ослиными ушами. Наслаждение ходило с апельсином, Вера с крестом, Надежда с якорем, Любовь с сердцем... ».
Под влиянием карнавалов возникают «дурацкие общества», на заседаниях которых пародируются церковные обряды. Первое такое общество возникло в 1381 году в городе Клеве и называлось «Narrenorden» - «Орден Дураков».
Вступая в такое общество, новичок давал клятву, перечисляя виды дураков: «Дурак ошалелый, дурак лунатический, Дурак царедворец, дурак фанатический, Дурак развеселый, дурак химерический Дурак грациозный, дурак лирический...».
Создавалась особая «дурацкая философия» – весь мир управляется дураками и потому, вступая в их общество, ты приобщаешься к управлению миром.
Из обрядов «дурацких обществ» возникло самое комическое представление средневековья. Его назвали фарсом (от лат. Farta – начинка) и часто играли между большими эпизодами мистерий.
Самым значительным произведением фарсового театра стал «Адвокат Патлен», созданный Гильомом де Руа в годах.