Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Адаптация-процесс приспособления к конкретным условиям Преемственность- связь между формами, методами, приемами обучения Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления школьника к условиям обучения в школе
Схема социально-психологической адаптации школьника Усвоение школьных норм поведения Эффективность учебной деятельности Эмоциональное благополучие школьника Успешность в сфере общения
Схема нарушения социально-психологической адаптации Затруднения в сфере общения Низкая успеваемость Нарушение школьных норм поведения Тревожность Агрессивное поведение Эмоциональное неблагополучие
Школьная мотивация
Основные факторы проявления школьной тревожности Страх самовыражения; Страх ситуаций проверки знаний; Страх несоответствия ожиданиям окружающих.
НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ Снижение интереса к учебе; Повышенная тревожность; Частая смена настроения; Снижение темпа деятельности; Снижение концентрации внимания; Непредсказуемые реакции; Отстранение от взрослых; Снижение самооценки; Резкое нарастание дисциплинарных трудностей; Отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными.
Отношение взрослых Взрослые чаще всего не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. Взрослые чаще всего не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В результате часто вместо помощи и поддержки ребенок получает дополнительную нагрузку в виде ужесточения правил поведения. В результате часто вместо помощи и поддержки ребенок получает дополнительную нагрузку в виде ужесточения правил поведения.
Основные задачи развития в 5 классе: 1.Овладение базовыми школьными знаниями и умениями. 2.Формирование умения учиться в средней школе. 3.Развитие учебной мотивации, формирование интересов. 4.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других. 5.Формирование умения добиваться успеха в правильно относиться к успехами неудачам, развитие уверенности в себе. 6.Формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Важно использовать следующие формы организации обучения: экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы; игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.; диспуты, (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности; минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
Самым важным в школе является: Уроки – 31%; Уроки – 31%; Получение новых знаний – 42%; Получение новых знаний – 42%; Директор – 5%; Директор – 5%; Участие в олимпиадах – 13%; Участие в олимпиадах – 13%; Учителя – 7%. Учителя – 7%.
Больше всего дети любят следующие дни недели: Пятница – 28%; Пятница – 28%; Суббота – 29%; Суббота – 29%; Воскресенье – 43%; Воскресенье – 43%;
Самым интересным для детей является: Уроки – 55%; Уроки – 55%; Перемены – 27%; Перемены – 27%; Игры – 10%; Игры – 10%; Беготня по коридорам – 8%. Беготня по коридорам – 8%.
Наиболее сложными предметами для 5- классников являются: 5 – рус.язык; литература, ин.яз., история. 5 – рус.язык; литература, ин.яз., история.
Общий настрой класса на учебную деятельность 5 Высокий20% Хороший50% Средний30% Низкий0%
Реакция класса на предъявленные требования 5 Положительная80% Удовлетвори-тельная20% Безразличная- Отрицательная-
Мероприятия, способствующие успешной адаптации учащихся Посещение уроков учителями – предметниками. Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир). Психологическая игра «Впереди у нас – 5-ый класс» для учащихся. Родительское собрание- «Впереди у Вас – 5-ый класс» Согласование учебных программ с учителями- предметниками. Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний. Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
Учитель Администрация Внеклассная и кружковая деятельность Психологическая служба Школьные методические объединения Классный руководитель Здоровьесберегающие технологии Социально- педагогическая служба Основные направления работы