Интеллектуальная разминка 1.HCl, H 2 SO 4, H 2 CO 3, H 3 PO 4, HNO 3. 2.Al 2 O 3, CaO, Na 2 O, CO 2, CuO. 3.KOH, Ba(OH) 2, Al(OH) 3, Cu(OH) 2, Fe(OH) 3. 4.BaСl 2, ZnSO 4, MgS, Ca(NO 3 ) 2. 1 Назовите каждое вещество. Определите принадлежность к классам.. Что будем изучать сегодня?
Соли как производные кислот и оснований
Подготовка к восприятию новых знаний Интеллектуальная разминка Н о в о е Соли вокруг нас Состав и названия солей «Обратные» генетические ряды К о р р е к ц и я Важнейшие представители солей. Свойства и применение. 1. Работа с образовательными CD по химии. 2. Лабораторный опыт 1 «Знакомство с образцами солей» К о н т р о л ь Задания, направленные на развитие мышления. 3
Соли вокруг нас Соли – часто встречающиеся соединения, входящие в состав камней и минералов. Многие из них широко используются нами в повседневной жизни. Гиперссылка 4 жми
Состав солей Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. KCl, Na 2 SO 4, AlPO 4, MgS. Какие виды ионов входят в состав солей? 5 К Cl Na SO 4 Al PO 4 Mg S Na
Алгоритм действий при составлении формулы Составление формулы соли Шаг 1Шаг 2Шаг 3Шаг 4 1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды Сa 2+ PO Найти наименьшее общее кратное значений зарядов Сa 2+ PO *3 = 6 3. Разделить полученное число: а) на заряд металла и записать индекс справа внизу от знака металла; б) на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка 2*3 = 6 6 : 2 = 3 (индекс) Сa 2+ 3 PO : 3 = 2 (индекс) Сa 2+ 3 (PO 4 3- ) 2 4. Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка Сa 2+ 3 (PO 4 3- ) 2 (2+) 3 = 6+ (3 -) 2 = 6 – (6 +) + (6-)= 0 Порядок действийПример 6
Названия солей Дайте названия солям: Na 2 SO 4, K 3 PO 4, BaCl 2, FeCl 2, MgSO 3, CaCO 3, AgNO 3. Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже (с.о. металла) Al 3+ и SO 4 2- Al 3+ SO 4 2- Al 2 (SO 4 ) 3 6 Читается -«алюминий-два, эс-о-четыре трижды» Называется соль – сульфат алюминия Пример: 7 жми на слово
«Обратные» генетические ряды Составьте формулу нитрата кальция, затем формулы гидроксидов, т.е. формулы соответствующих этой соли основания и кислородной кислоты, для последних напишите формулы соответствующих им оксидов и для них, в свою очередь, формулы соответвующих им металла и неметалла. Al 2 (SO 4 ) 3 Al(OH) 3 H 2 SO 4 Al 2 O 3 SO 3 S Al 8
Важнейшие представители солей 9 1С:Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс, 8-9 кл. 1С:Школа. Химия, 8класс Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 1. Запустите диск 2. Рассмотрите фотографии и прослушайте информацию о cолях. 3. Подготовьте ответы на вопросы: Какими свойствами обладают соли? Где они применяются? (о конкретных веществах )
Лабораторный опыт 1 «Знакомство с образцами солей» Название вещества Агрегатное состояние ЦветЗапахРастворимость в воде Вывод. Соли - твердые кристаллические вещества. Соли - бесцветные, иногда окрашенные. Соли – растворимые и нерастворимые в воде. 10
Контроль 1.Задание на выполнение мыслительных операций. Задание на соответствие. 2.Задание на поиск закономерностей. «Поле ввода» 3.Задание на отработку тривиальных названий солей. Кроссворд 11
Название кислотного остатка SO cульфат SO cульфит S 2- - сульфид SO cульфат NO нитрат PO фосфат CO карбонат SiO силикат SO cульфит NO нитрит S 2- - сульфид Cl - - хлорид Вернуться ШПАРГАЛКА 12 жми на слово
Cl Na Приправа к пище Консервирующее вещество Производство мыла Соленая на вкус. Хорошо растворяется в воде. Высокая температура плавления. Вернуться Поваренная соль 13
Карбонат кальция Вернуться Карбонат кальция - одно из самых распространенных на Земле соединений. Его содержат такие горные породы как мел, мрамор, известняк.
15 1.Запустите ДИСК «Химия. Базовый курс, 8-9 кл.» 2.Выберите раздел 3 - «Свойства неорганических веществ» 3.Нажми на урок «Щелочные и щелочноземельные металлы»/ слайд 7 - соли щелочных металлов. 4.Поочередно нажимая на формулы солей, рассмотрите фотографии и прослушайте информацию о cолях. Подготовьте ответы на вопросы: 1.Какими свойствами обладают соли? 2.Где они применяются? (о конкретных веществах) 1С: Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс, 8-9 кл. Вернуться
16 1.Запустите ДИСК «1С:Школа. Химия, 8класс» 2.Выберите Раздел «Галерея». 3.Нажми на Фотоальбом. Соли/Кислые/Основные. Минералы/ Полудрагоценные и поделочные камни/ I порядок/ Малахит. 4.Поочередно нажимая на ссылки, рассмотрите фотографии и познакомьтесь с текстом. Подготовьте ответы на вопросы: 1.Какими свойствами обладают соли? 2.Где они применяются? (о конкретных веществах) 1С:Школа. Химия, 8класс Вернуться
17 1.Запустите ДИСК «Виртуальная лаборатория» 2.Выберите вкладку Коллекция. 3.Нажми на «Свойства неорганических веществ»/выбери урок «Щелочные и щелочноземельные металлы»/ CaCO 3, MgCO 3, MgSO 4, Ca 3 (PO 4 ) 2, CaSO 4 2H 2 O (соли кальция и магния) 4.Поочередно нажимая на формулы солей, рассмотрите фотографии и прослушайте информацию о cолях. Подготовьте ответы на вопросы: 1.Какими свойствами обладают соли? 2.Где они применяются? (о конкретных веществах) Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Вернуться