Цели урока О Тютчеве. Родители поэта. Любовь поэта Памятник Тютчеву. Пейзажи к стихам Гимн природе. Словарная работа. Зима. Осень. Весенние воды. Тренинг. Заключение.
Цели урока: 1.Познакомить с фактами биографии, лирикой Ф. И. Тютчева, помочь увидеть творческий почерк поэта. 2. Обучить анализу лирического произведения. 3. Воспитывать пристальное внимание к окружающему миру, чуткое отношение к природе, стремление понять и полюбить окружающую человека красоту. содержание
Судьба Фёдора Ивановича Тютчева была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он почти 22 года прожил заграницей. Поэт по его собственному признанию выражал свои мысли лучше по-французски, чем по- русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке и всю свою жизнь говорил почти исключительно по- французски, но самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение в русском стихе…
И.Н. Тютчев. Отец поэта. Е. Л.Тютчева. Мать поэта. содержание
Элеонора Фёдоровна Тютчева (Ботмер)- первая жена поэта. Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Пфеффель) вторая жена поэта Елена Александровна Денисьева- «последняя любовь поэта» содержание
Памятник Ф.И. Тютчеву.
Знаменитое стихотворение « Весенняя гроза» вошло во все хрестоматии, его изучали наизусть дореволюционные гимназисты и советские школьники. Оно начинается с уверенного и сильного утверждения-восклицания: « Люблю грозу в начале мая…» И далее следует гимн грозе, весёлое, радостное побуждение всех сил и существ к жизни. содержание
Словарная работа Гимн- 1.Музыкальное произведение или часть его- обычно финал- торжественного характера, прославляющее кого- либо, что- либо. 2.Торжественная песня или мелодия как символ какого- либо государства, какой- либо партии. 3.Торжественная хвалебная песня в честь богов и героев. 4.(перен.) Восторженная хвала, прославление Строфа - группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки. содержание
Зима недаром злится, Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Весенние воды В своих стихах Тютчев стремится понять природу, превратить её в часть внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческой души объясняется страсть Тютчева к олицетворению. В стихотворении « Весенние воды» ручьи «бегут и блещут и гласят». Они наделены человеческими качествами и даже речью. Спокойная, умиротворённая картина майских дней в последней строфе стихотворения также одушевлена. Приём олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь мира природы с жизнью человека. А. Э. Солодилов « Весенние воды» содержание
Ф. И. Тютчев « Весенняя гроза» 1.Выделите ударные гласные. 2.Определите стопы. 3.Выберите стихотворный размер. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… содержание
Этот урок показал вам, что читать лирическое произведение- душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Познакомившись с жемчужинами русской лирики, вы узнали, что главное в поэзии- чувства, мысли человека. И когда поэт хочет высказать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира. И. И. Шишкин « Ручей в берёзовом лесу» содержание