Основные формы и методы работы социального педагога в школе. Исаевой Тамары Васильевны МОУ «Приводинская СОШ»
Социальный педагог- ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.
ЦЕЛЬ: осуществление мероприятий по социальной защите детей и социальному развитию личности в школе
ЗАДАЧИ: выявить содержание и формы деятельности социального педагога в школе.
МЕТОДЫ МЕТОДЫ Наблюдения Наблюдения Убеждения Убеждения Беседы Беседы Социометрии Социометрии
ФУНКЦИИ Диагностическая Образовательно- воспитательная Прогностическая и экспертная Организационно- коммуникативная Охранно- защитная Посредническая
Направления работы Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь) Защита ребёнка попавшего в трудную жизненную ситуацию Выявление и работа с неблагополучными семьями Работа с многодетными и малообеспеченными семьями Профилактическая работа ( внутришкольный учёт и учёт ИДН, Советы профилактики, родительский патруль ) Работа опекаемыми детьми Трудоустройство подростков
СХЕМА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ Классный руководитель Социальный педагог Психолог администрация школьный врач Совет профилактики КДН РОО
Документация социального педагога (банк данных) Планы и отчёты Рабочая тетрадь (ежедневного учёта работы) Социальные паспорта классов и школы Акты обследования и соц.карты учащихся Многодетные семьи Опекунские семьи Работа с семьёй Картотека внутришкольного учёта и учёта ИДН Характеристики на учащихся Протоколы Совета профилактики Объяснительные Тетрадь учёта работы с детьми группы риска Документация по бесплатному питанию Документация по трудоустройству подростков Анкеты Ходатайства планплан
Приложение 1 АКТ обследования материально-бытовых условий семьи «_____» _____________200__г. Кто обследовал (Ф.И.О.,должность) ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Сего числа обследование воспитания детей и материально - бытовых условий семьи 1. Ф.И.О. отца, матери ____________________________________________________________ 2. Домашний адрес, телефон _______________________________________________________ 3.Число,месяц,год рождения: отца _______________________________ место рождения ______________________________ матери ____________________________ место рождения _______________________________ 4. Образование: отца _____________________________________________________________ матери ______________________________________________________ 5. Место работы и занимаемая должность : отца ______________________ последнее место работы _____________________________ матери __________________________ последнее место работы _______________________ 6. Материально – бытовые условия : характеристика жилья, площадь, гигиенические условия, наличие места для сна, наличие постельного белья, внешний вид детей, места для занятий, наличие еды, игрушек, книг, игр, кто проживает по данному адресу, где учатся остальные члены семьи, их взаимоотношения, интересы членов семьи, наличие огородов (дач) в семье. _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 7. Мнение школы (бывал ли классный руководитель в семье, причина посещения) какие приняты меры к семье ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 8. Выводы проверяющих __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Подписи проверяющих ________________________________________________________________ Приложение 1 АКТ обследования материально-бытовых условий семьи «_____» _____________200__г. Кто обследовал (Ф.И.О.,должность) ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Сего числа обследование воспитания детей и материально - бытовых условий семьи 1. Ф.И.О. отца, матери ____________________________________________________________ 2. Домашний адрес, телефон _______________________________________________________ 3.Число,месяц,год рождения: отца _______________________________ место рождения ______________________________ матери ____________________________ место рождения _______________________________ 4. Образование: отца _____________________________________________________________ матери ______________________________________________________ 5. Место работы и занимаемая должность : отца ______________________ последнее место работы _____________________________ матери __________________________ последнее место работы _______________________ 6. Материально – бытовые условия : характеристика жилья, площадь, гигиенические условия, наличие места для сна, наличие постельного белья, внешний вид детей, места для занятий, наличие еды, игрушек, книг, игр, кто проживает по данному адресу, где учатся остальные члены семьи, их взаимоотношения, интересы членов семьи, наличие огородов (дач) в семье. _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 7. Мнение школы (бывал ли классный руководитель в семье, причина посещения) какие приняты меры к семье ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 8. Выводы проверяющих __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Подписи проверяющих ________________________________________________________________
Приложение 2 Социальный паспорт учащегося и его семьи. Ф.И.О. ____________________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________________________ Класс, школа ______________________________________________________________________ Классный руководитель _____________________________________________________________ Дата заполнения ________________________________________________________________________________ Домашний адрес ___________________________________________________________________ Телефон _________________________________________________________________________ Мать: ____________________________________________________________________________ Место работы _____________________________________________________________________ Должность _______________________________________________________________________ Образование ______________________________________________________________________ Отец: ___________________________________________________________________________ Место работы _____________________________________________________________________ Должность _______________________________________________________________________ Образование _____________________________________________________________________ Сведения о других детях в семье: 1.__________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________________ Бытовые условия жизни учащегося ( что представляет место для сна, учёбы, наличие постельных принадлежностей, их чистота, внешний вид помещения __________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Взаимоотношения учащихся с родителями: Особенности семейного воспитания: - атмосфера в семье дружелюбия - строгий контроль за поведением ребёнка - отношения близкие, доверительные - ограничение самостоятельности - отношения отчужденные - большая самостоятельность ребёнка - взаимоотношение ребёнка с родителями - родители сотрудничают с ребёнком - нет взаимопонимания - вступают в противоречия с учителем Приложение 2 Социальный паспорт учащегося и его семьи. Ф.И.О. ____________________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________________________ Класс, школа ______________________________________________________________________ Классный руководитель _____________________________________________________________ Дата заполнения ________________________________________________________________________________ Домашний адрес ___________________________________________________________________ Телефон _________________________________________________________________________ Мать: ____________________________________________________________________________ Место работы _____________________________________________________________________ Должность _______________________________________________________________________ Образование ______________________________________________________________________ Отец: ___________________________________________________________________________ Место работы _____________________________________________________________________ Должность _______________________________________________________________________ Образование _____________________________________________________________________ Сведения о других детях в семье: 1.__________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________________ Бытовые условия жизни учащегося ( что представляет место для сна, учёбы, наличие постельных принадлежностей, их чистота, внешний вид помещения __________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Взаимоотношения учащихся с родителями: Особенности семейного воспитания: - атмосфера в семье дружелюбия - строгий контроль за поведением ребёнка - отношения близкие, доверительные - ограничение самостоятельности - отношения отчужденные - большая самостоятельность ребёнка - взаимоотношение ребёнка с родителями - родители сотрудничают с ребёнком - нет взаимопонимания - вступают в противоречия с учителем
Посещение учащихся на дому (кем, какие приняты меры, результат) ДатаКем были посещеныРезультат посещения Какое положение занимает учащийся в коллективе? (лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный) Межличностное общение:
Приложение 3 Социальный паспорт класса( школы) ____ Ф.И. ребёнкаФ.И.О. родителейАдрес 1. Дети - сироты 2. Семьи без матери 3. Семьи без отца 4. Группа риска А) на учёте в ИДН б) на внутришкольном контроле В) необходимо поставить на внутришкольный контроль 5. Дети - инвалиды в семье 6. Дети, страдающие физическими недостатками 7. Неблагополучные семьи А) родители пьют Б) не оказывают должного внимания В) не справляются с воспитанием 8. Родители - инвалиды 9. Малообеспеченные семьи 10. Многодетные семьи
Приложение 4 Учётная карточка состоящего на учёте в ИДН Фамилия И.О. _____________________________________________________________________ Причина постановки ________________________ Дата постановки _________________________ Возраст: год, число, месяц ___________________________________________________________ Образование: в какой школе учился (учится) ____________________________________________ Сколько классов окончил (а ) ______________________ Сведения о родителях: ____________________________ Место работы родителей _____________ Отец: ф.и.о. ______________________________________________________________________ Мать: ф. и.о. ____________________________________________________________________ Члены семьи: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Домашний адрес: __________________________________________________________________ Отношение к учёбеЗанятия в свободное времяРабота с подростком
Приложение 5 Учётная карточка состоящего на внутришкольном учёте Фамилия И.О. ______________________________________________________________ Возраст: год, число,месяц ____________________________________________________ Класс _____________________________________________________________________ Классный руководитель ______________________________________________________ Причина постановки на учёт __________________________________________________ Сведения о родителях: Отец: ф.и.о. _______________________ место работы _____________________________ Мать: ф.и.о. _______________________ место работы _____________________________ Члены семьи: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Домашний адрес: __________________________________________________________________________ Отношение к учёбеЗанятие в свободное времяРабота с учеником
Приложение 6 Работа с семьёй Ф.И.О. Посещение на дому Организация отдыха ребёнка Материальная помощь Бесплатное питание Обсуждение на КДН Трудовая бригада Лечение от поликлиники Помощь по линии соц.защиты Оздоровление семьи Благотворительность Лишение родительских прав
Приложение 7 Карта ребёнка сироты Фамилия имя отчество Дата рождения Класс Успеваемость Дата оформления опеки Ф.И.О. опекуна, кем является ребёнку Место работы опекуна Адрес, за которым закреплено жильё ребёнка, использование жилья сироты Имущество сироты Адрес по которому проживает ребёнок Данные о родителях Что можно сделать для ребёнка? (бесплатное питание, отдых летом, помощь) С кем имеет контакт.
З а к л ю ч е н и е Итак, работа социального педагога направлена на выявление детей, нуждающихся в социальной помощи. Это дети, имеющие плохую успеваемость, систематически пропускающие уроки без уважительных причин, состоящие на учёте в ИДН. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом внимании. Определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитываются в процессе работы с ними.