Тема 1. Земля – как планета (2 часа) 1.Краткие сведения о Земле 2.Строение Земли
Требования к знаниям и умениям учащихся. Что должны знать: место Земли в Солнечной системе и ее форму; полюса Земли; часовые и тепловые полюса. Что должны уметь: определять место Земли в Солнечной системе; объяснять и приводить примеры, доказывающие, что Земля имеет шарообразную форму; устанавливать местное время, используя часовые пояса; показывать на карте тепловые пояса Земли; Определения и назначения темы.
УРОК 1 Краткие сведения о Земле
План урока: 1. Фронтальный опрос для выяснения уровня знаний по изучаемой теме. 2. Рассказ о гипотезах Аристотеля и Н.Коперника о строении Вселенной. Гипотезы Канта-Лапласа и Шмидта-Фесенкова о происхождении Солнечной системы. 3. Расчеты по выяснению размеров Земли и сравнить ее с Солнцем. Ознакомление учащихся с другими планетами Солнечной системы. Закрепление знания о месте Земли в Солнечной системе. 4.Изменения представления о форме Земли с древности до наших дней Ознакомление учащихся с географическими и магнитными полюсами. Используя знания, полученные по геометрии и физике, рассмотреть форму Земли. 5.Записать в тетради математические показатели эллипсоида Красовского.
Краткие сведения о Земле Задание 1. Дайте характеристику положения планеты Земля в Солнечной системе. Задание 2. Напишите вкратце о форме Земли. Задание 3. Что вы знаете о движении планеты Земля? Задание 4. Значение часовых поясов и часового времени? Задание 5. Какие тепловые пояса есть на Земле? Задание 6. Опишите форму и размер Земли. Что такое глобус? Задание 7. Как на глобусе изображаются полюсы, экватор, параллели и меридианы? Задание 8. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси и Солнца? Почему происходит смена дня и ночи? Задание 9. Расскажите о суточных ритмах жизни различных организмов. Задание 10. Напишите, об истории изучения Земли человеком? Задание 11. Перечислите различные фазы Луны. Почему Луну называют естественным спутником Земли? Почему на Луне нет растительности? Задание 12. Как люди ориентировались по Полярной звезде, Большой и Малой Медведице?
Земля - планета Солнечной системы 1. Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их. 2. Почему планеты, образуя замкнутый путь, вращаются вокруг Солнца? Объясните причины. 3. Каково значение местоположения Земли в Солнечной системе? 4. Самая близкая и самая далекая планеты от Солнца. 5. Объясните, чем планеты отличаются от звезд. 6. Как представлялась форма Земли древним людям? 7. Какие доказательства шарообразности Земли существуют? 8. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? Какое значение имеет вращение Земли вокруг своей оси? 9. Каково значение вращения Земли вокруг своей оси для живых организмов? 10. Почему происходит смена времен года? 11. За какое время Земля по своей орбите совершает полный оборот вокруг Солнца? 12. Как вы думаете, какое время в Австралии, если в Евразии – зима? 13. Какое время года в Северной Америке, если в Южной Америке – лето? 14. Как распределяется поступающее на земную поверхность количество тепла? С чем это связано?
ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПЛАНЕТЫ
Гипотеза О.Ю.Шмидта и Фесенкова
Информация к уроку 300 лет назад французский академик Рише обнаружил факт несоответствия формы Земли идеальному шару. Основанием для открытия этой особенности послужили астрономические часы ученого. В 1672 г. Рише отправ- ляется в Америку для проведения астрономических наблюдений. Перед отплытием из Парижа он проверяет часы на точность. Приплыв к экватору, обнаруживает, что его часы отстают на 2,5 мин в сутки. После возвращения в Париж часы вновь заработали правильно. Используя эту информацию, известный физик Ньютон выдвинул гипотезу о том, что форма Земли не соответствует шару. На основе этого установлено, что длина экваториального радиуса на 21,4 км короче полярного.
После долгих споров о форме Земли ученые сошлись на том, что она соответствует геоиду. Термин был введен Листингом.
Вопросы для закрепления полученных знаний : 1.Какую форму имеет Земля? 2.Почему глобус имеет форму шара? 3.Какие особенности характерны для полюсов Земли? 4. Годовое и суточное движение Земли и на последствия, вызванные действием этих процессов, знакомство учащихся с «силой Кориолиса» и ее последствиями. 5.Используя карту часовых поясов, понятия о часовых поясах, поясном, местном, календарном и декретном времени, Привести конкретные примеры и сделать необходимые расчеты. 6.Ознакомление с тепловыми поясами, закономерностями их формирования и особенностями каждого пояса. Дать характеристику изменяемости свойств тепловых поясов от экватора к полюсам.
В конце урока предложить учащимся ответить на вопросы: 1.Разница между двумя населенными пунктами составляет Могут ли они находиться в одном часовом поясе? 2.Если населенный пункт А расположен в пятичасовом поясе, то в населенном пункте Б разница составляет 3 ч. В каком часовом поясе расположен пункт Б? 3.Москва (Россия), Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) расположены во втором часовом поясе. Одинаковое ли у них местное время? 4.Если в Лондоне по местному времени 7 ч, то сколько будет в Караганде?
УРОК 2 Урок 2. Строение Земли
Требования к знаниям и умениям учащихся. Что должны знать: внутреннее и внешнее строение Земли, горные породы. Что должны уметь: выделять географичес- кие сферы Земли и их главные особеннос- ти; знать закономерности происхождения и распространения горных пород; уметь работать с географической картой.
План урока: 1. Ответы на вопросы в начале параграфа. 2. Используя знания по предыдущим курсам, объяснение нового материала: на основе опорной схемы и текста учебника анали- зируются особенности внешнего и внутрен- него строения планеты