МОУ СОШ 20 г. Черногорск Учитель начальных классов Лысенко С.Г.
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» Г. Сигерист
Физический (умение преодолевать усталость, действовать в оптимальном режиме) Интеллектуальный (проявление хороших умственных способностей, любознательности, воображения) Нравственный (честность, самокритичность) Социальный (коммуникабельность, понимание юмора) Эмоциональный (уравновешенность, способность удивляться и восхищаться) Аспекты Здоровья ребёнка
Здоровьесберегающие компоненты на уроке Утренняя гимнастика Динамические паузы Чередование поз во время урока Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока) Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др. Гармоничное сочетание обучения-воспитания- развития в учебной деятельности
Здоровьесберегающие компоненты на уроке Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80% Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски», «опасные места», наличие выбора) Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания: 1. Ученик (самооценка) 2. Ученик-ученик (взаимооценка) 3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)
Приёмы здоровьесберегающей среды на уроке Профилактика и коррекция нарушений зрения (тренажёры, упражнения, ИКТ) ; Упражнения для снижения общего или локального утомления (физминутки под стихотворные тексты); Гимнастика для улучшения слуха (массаж ушных раковин); Профилактика и коррекция нарушений опорно- двигательного аппарата (упражнения на осанку); Дыхательные упражнения; Релаксация как система расслабляющих упражнений; Коррекция мелкой моторики пальцев рук; Аромотерапия; Музыкальные паузы.