Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Нападает на одноклассников, обзывает их, употребляет грубые выражения, т. е. становится « грозой » коллектива. Ершистый, драчливый, грубый. Ощущает себя отверженным, никому не нужным. Используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, одноклассников ; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ссору на других. Агрессивные дети считают, что не они, а окружающий мир хочет их обидеть.
1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается делать что – либо. 7. Часто завистлив и мстителен.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем - то недоволен. 3. Когда кто – то причинил ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что с удовольствием потрошит игрушки, разбивает, ломает. 6. Иногда он настаивает на чем – то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто – то над ним подшучивает.
10. Иногда вспыхивает желание сделать что – то плохое. 11. В ответ на распоряжение стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. Нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает и не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше других. Поставьте 1 балл за каждый положительный ответ. Высокая агрессивность – Средняя – 7-14 Низкая – 1-6.
Почему дети дерутся, ругаются, толкаются ? Причин может быть много. Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе. Работа должна вестись в 3 направлениях : 1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева. 2. Учить владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к сопереживанию, доверию, сочувствию.
Стратегия воспитания Примеры стратегииСтиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка « Прекрати !», « Не смей так говорить ». Родители наказывают ребенка. Агрессивный. Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои эмоции в другое время и другом месте. Ребенок копирует поведение родителей и учится у них агрессивным формам поведения. Игнорирование агрессивных вспышек поведения. Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка, или считают, что ребенок еще мал. Продолжает действовать агрессивно. Ребенок думает, что делает все правильно, агрессивные формы закрепляются в черту характера. Родители дают возможность ребенку выплеснуть гнев приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим. Родители могут вовлечь ребенка в игру, которая снимет его гнев. Объясняют как надо вести себя в определенных ситуациях. Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом. Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей.
Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков в общении с окружающими – вот что поможет наладить взаимоотношения с сыном или дочерью. Терпения ВАМ, дорогие родители !