Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного. Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою.
Advertisements

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Тела действуют друг на друга (взаимодействуют) с силами, равными по величине, противоположными по направлению, направленными.
Последняя повесть Л.Н.Толстого «ХАДЖИ – МУРАТ». Над повестью «Хаджи – Мурат» Л.Толстой работал с 1896 по 1904 годы ( 8 лет) Сохранилось 10 редакций произведения,
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого Учитель А.П.Некрасова.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Презентация по рассказу «Муму» И. С. Тургенев ( )
Кутузов и Наполеон в романе Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л.Н.Толстой.
Простые и вечные истины. Есть ценностей незыблемая скала. Есть ценностей незыблемая скала. О.Мандельштам О.Мандельштам Ценности – это тот стержень, который.
Анализ фрагмента прозаического произведения Любимые герои Толстого 1. Простота и естественность поведения. (А.П. Шерер все время боится за его поведение.
«Жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских..
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Известно, что у сказки «Царевна- лягушка» 24 варианта, значит, она совершенствовалась со временем и народом считается одной из лучших народных сказок.
ИЗ БИОГРАФИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО ЧЕЛКАШ СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НА ДНЕ.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
О моём многоуважаемом директоре Бухтоярова Ольга 11 класс МБОУ СОШ 2 г. Макарова.
Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских.
Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Иван Сергеевич Тургенев.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель Нохрина Тамара Петровна

История создания повести «Хаджи-Мурат» ( ) – одно из последних крупнейших созданий Толстого, свидетельство неувядаемой силы творческого гения. Повесть «Хаджи-Мурат», написанная на склоне лет, поражает гармоническим совершенством художественной формы, пластичностью образов, чистотой и прозрачностью языка, глубочайшим знанием жизни. Горький однажды сказал: «Разве можно написать «Хаджи-Мурат» лучше? Нам кажется – нет. Толстому – казалось – можно». Между тем повесть считалась Толстым незаконченной и была опубликована лишь после его смерти. «Хаджи-Мурат» ( ) – одно из последних крупнейших созданий Толстого, свидетельство неувядаемой силы творческого гения. Повесть «Хаджи-Мурат», написанная на склоне лет, поражает гармоническим совершенством художественной формы, пластичностью образов, чистотой и прозрачностью языка, глубочайшим знанием жизни. Горький однажды сказал: «Разве можно написать «Хаджи-Мурат» лучше? Нам кажется – нет. Толстому – казалось – можно». Между тем повесть считалась Толстым незаконченной и была опубликована лишь после его смерти.

Повесть открывается чудесным описанием поля в середине лета, и вся она овеяна поэзией природы. Толстой поет гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию – отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни – в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств. Повесть открывается чудесным описанием поля в середине лета, и вся она овеяна поэзией природы. Толстой поет гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию – отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни – в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств.

Главные герои повести Хаджи-Мурат Хаджи-Мурат выступает в начале движения как яростный защитник интересов ханов. Впоследствии он сам стремится стать неограниченным властелином, деспотом. У Шамиля – он наместник Аварии, но этого ему мало. Он бежит от Шамиля, надеясь на то, что Воронцов даст ему войско, он отомстит Шамилю, получит награду от царя и «опять будет управлять не только Аравией, но и всей Чечней, которая покорится ему». Таким образом, Хаджи- Мурат нисколько не заботился об интересах горцев. Он чужд народу. Властолюбие, корысть, слепое чувство мести – вот что во всем руководило Хаджи-Муратом. Хаджи-Мурат выступает в начале движения как яростный защитник интересов ханов. Впоследствии он сам стремится стать неограниченным властелином, деспотом. У Шамиля – он наместник Аварии, но этого ему мало. Он бежит от Шамиля, надеясь на то, что Воронцов даст ему войско, он отомстит Шамилю, получит награду от царя и «опять будет управлять не только Аравией, но и всей Чечней, которая покорится ему». Таким образом, Хаджи- Мурат нисколько не заботился об интересах горцев. Он чужд народу. Властолюбие, корысть, слепое чувство мести – вот что во всем руководило Хаджи-Муратом.

Образ Николая Первого Толстой создает блестящий по своей обличительной силе образ Николая Первого. В портретных деталях Толстой характеризует мертвенность внешнего облика Николая («тусклые» глаза, «безжизненный» взгляд, «холодное, неподвижное» лицо, «отросший» живот, «ожиревшие» щеки) Он развенчивает непомерную гордость, самовлюбленность, высокомерие, безграничное самомнение самодержца, считавшего даже свой плащ «знаменитым». Подлое ханжество царя выразительно охарактеризовано в эпизодах, когда он, помянув бога и заявив, что в России смертной казни нет, назначает студенту-поляку двенадцать тысяч шпицрутенов, хотя самый здоровый человек умирал от пяти тысяч. Толстой создает блестящий по своей обличительной силе образ Николая Первого. В портретных деталях Толстой характеризует мертвенность внешнего облика Николая («тусклые» глаза, «безжизненный» взгляд, «холодное, неподвижное» лицо, «отросший» живот, «ожиревшие» щеки) Он развенчивает непомерную гордость, самовлюбленность, высокомерие, безграничное самомнение самодержца, считавшего даже свой плащ «знаменитым». Подлое ханжество царя выразительно охарактеризовано в эпизодах, когда он, помянув бога и заявив, что в России смертной казни нет, назначает студенту-поляку двенадцать тысяч шпицрутенов, хотя самый здоровый человек умирал от пяти тысяч.

Образ Шамиля Толстой исторически верно запечатлел черты деспотизма и в образе Шамиля – оторванного от народа и глубоко чуждого ему представителя реакционно- националистического движения, который стремился стать при помощи Англии и Турции, самодержцем всего Кавказа. Однажды Толстой в беседе о своей повести сказал: «Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи – Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского». Толстой исторически верно запечатлел черты деспотизма и в образе Шамиля – оторванного от народа и глубоко чуждого ему представителя реакционно- националистического движения, который стремился стать при помощи Англии и Турции, самодержцем всего Кавказа. Однажды Толстой в беседе о своей повести сказал: «Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи – Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского».

Образ М.С. Воронцова Видные сановники стремились во всем подражать царю. Наместник Кавказа с неограниченными полномочиями М.С. Воронцов также «не понимал жизни без власти и покорности». Под показной внешностью «европейски образованного» сановника скрывались эгоистические помыслы честолюбца не менее жестокого, чем Николай, человека, привыкшего жить в атмосфере лжи. Это он, надменный и властолюбивый англоман, в бытность свою новороссийским губернатором жестоко издевался над великим русским поэтом Пушкиным. Видные сановники стремились во всем подражать царю. Наместник Кавказа с неограниченными полномочиями М.С. Воронцов также «не понимал жизни без власти и покорности». Под показной внешностью «европейски образованного» сановника скрывались эгоистические помыслы честолюбца не менее жестокого, чем Николай, человека, привыкшего жить в атмосфере лжи. Это он, надменный и властолюбивый англоман, в бытность свою новороссийским губернатором жестоко издевался над великим русским поэтом Пушкиным.

Контрастность народа и светских кругов Два мира противопоставлены друг другу. В то время, когда солдаты, находясь в секрете, боролись с одолевавшим сном и ежились от холода, в богатом доме Воронцова хозяева и избранные гости играли в карты. И когда присутствовавший там Полторацкий мечтал о любви княгини, его крепостной слуга Вавила горько оплакивал свою судьбу: «Собачья жизнь!»… Два мира противопоставлены друг другу. В то время, когда солдаты, находясь в секрете, боролись с одолевавшим сном и ежились от холода, в богатом доме Воронцова хозяева и избранные гости играли в карты. И когда присутствовавший там Полторацкий мечтал о любви княгини, его крепостной слуга Вавила горько оплакивал свою судьбу: «Собачья жизнь!»…