Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3
Образование Социокультурный феномен Образование выделилось из других видов жизнедеятельности общества и стало особой сферой деятельности специалистов, которые занимаются обучением и воспитанием профессионально Передача социального опыта Передача культурных ценостей
Педагогический процесс Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное принести в преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Структура педагогического процесса целевой содержательный операционно- деятельностный оценочно- результативный
Решающий фактор Двусторонность педагогического процесса Ответное действие воспитанника Определяющий фактор Педагогическое воздействие воспитателя 1. Ставит цели воспитания 2.Определяет содержание воспитательной работы 3.Выбирает формы, методы, технологии, подходы 4.Оценивает результаты воспитания 1. Воспринимает и осознает цель совместной деятельности 2. Воспринимает информацию и корректирует ее собственным опытом 3. Участвует в предлагаемой деятельности, проявляя инициативу и творчество. 4. Оценивает собственные достижения
Функции педагогического процесса Воспитательная Образовательная Развивающая Образовательная
реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей. представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей. заключается в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Образовательная функция Воспитывающая функция Развивающая функция
Движущие силы педагогического процесса 1 группа 2 группа3 группа Противоречия: Развитие ребенка Сложность организации пед.процесса Деятельность педагога
Этапы педагогического процесса Заключительный Основной Подготовительный Происходит выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников, использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников, обеспечение связи педагогического процесса с другими процессам Полученные в ходе исследования данные анализируются, интерпретируются, делаются обобщения и выводы и результативности, в целом, проведенного исследования
Принципы педагогического процесса Единство знаний и поведения Демократизация Доступность в обучении и воспитании Гуманизация Индивидуальный подход Наглядность Научность Культуросообразность Прочности, осознанности, действенности результатов воспитания и обучения Сотрудничества Связь теории и практики Систематичность и последовательность Сознательность Активность
Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание оптимальных условий в целостном педагогическом процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого действия; деятельность по обучению, развитию и воспитанию детей; деятельность по созданию условий саморазвития и самообразования людей.
Требования к педагогу гуманизм человечность порядочность ответственность доброта терпеливость честность справедливость обязательность оптимизм