Русский язык и культура речи Тема 14. Публичная речь Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ
Проверка конспекта Язык – это продукт общественной деятельности, особенность общества. Функции языка: 1. средство общения; 2. сохранение коллективного опыта человечества; 3. выражение мыслей, чувств, эмоций. Без языка не было бы человека.
Определение Публичная речь – это официальное, заранее подготовленное выступление оратора перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Особенности публичной речи Важная роль интонации, тембра, темпа, громкости, жестов, мимики, позы. Важная роль интонации, тембра, темпа, громкости, жестов, мимики, позы. Легкое восприятие на слух. Легкое восприятие на слух. Сложная взаимосвязь между письменной и устной речью. Сложная взаимосвязь между письменной и устной речью. При обратной связи превращение монолога в диалог. При обратной связи превращение монолога в диалог.
Оратор должен: Уметь: устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; доходчиво и убедительно излагать материал, опираясь на логическую и эмоциональную стороны речи. доходчиво и убедительно излагать материал, опираясь на логическую и эмоциональную стороны речи.
Оратор должен: Владеть навыками: подготовки текста выступления; подготовки текста выступления; самообладания перед аудиторией; самообладания перед аудиторией; ориентации во времени. ориентации во времени.
Оратор должен: Быть Быть эрудированной и высоконравственной личностью.
Этапы подготовки публичной речи 1. Анализ аудитории. 2. Выбор темы и цели. 3. Подбор материалов. 4. Составление плана. 5. Композиционно-логическое оформление речи. 6. Работа над стилем.
Композиционно-логическое оформление речи ТЕЗИСАргументы факты ссылки
Психологические доводы Мы должны, мы можем, простой здравый смысл нам подсказывает – открыть пошире наши двери для большего притока беженцев. Мы должны, мы можем, простой здравый смысл нам подсказывает – открыть пошире наши двери для большего притока беженцев. Эта проблема начинает тяготить сознание и совесть каждого разумного человека. Эта проблема начинает тяготить сознание и совесть каждого разумного человека.
Психологические доводы Ни вы, ни я не захотим и не сможем принять на себя эту вину – да, я говорю вину – и ответственность за то, что мы не воспользуемся этой возможностью. Ни вы, ни я не захотим и не сможем принять на себя эту вину – да, я говорю вину – и ответственность за то, что мы не воспользуемся этой возможностью. Простой народ – вроде вас и меня – знает, что ключ к спасению действительно находится в руках нашей страны! Простой народ – вроде вас и меня – знает, что ключ к спасению действительно находится в руках нашей страны!
Работа над стилем средства повторы метафоры ОЧП риторические вопросы вводные слова эпитеты
Практическое задание Сформулируйте тезис и приведите аргументы в его защиту, используя психологические доводы и различные языковые средства выразительности. Лук в еде, банный веник, самовар, жевательная резинка, костюм клоуна, спорт в жизни, мед, лекарства, большой оранжевый зонт, газированная вода.
Требования к выступлению Выступление должно быть ярким, вызывающим интерес слушателей. Выступление должно быть ярким, вызывающим интерес слушателей. Начало выступления должно быть эффектным (вопрос, комплимент, цитата, демонстрация, история и т.п.). Начало выступления должно быть эффектным (вопрос, комплимент, цитата, демонстрация, история и т.п.). Речь должна включать паузы, обращение к аудитории, акценты. Речь должна включать паузы, обращение к аудитории, акценты. Необходимо наблюдать за реакцией. Необходимо наблюдать за реакцией.
Спасибо за внимание!